Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 августа 2023 г.
Культура

Лирика плюс романтика

Аркадий Островский: песни на все времена

16 августа 2023
Аркадий Островский и Лев Ошанин

Проект «Советской песни Атлантида» будет представлен на фестивале «Традиция», который ежегодно проходит в усадьбе Захарово в Московской области. И это неудивительно: фестиваль, который ставит своей задачей возрождение и поддержку традиционных ценностей русской культуры, не может не уделить внимания советской песне – одному из мощнейших культурных кодов нашего общества.

Автор проекта, композитор Игорь Зубков, многократный лауреат фестиваля «Песня года», выпускник Московской консерватории, достойно принявший от своего мастера Тихона Хренникова эстафету песенника и мелодиста, создатель мюзиклов и саундтреков к кино, придумал «Атлантиду» именно для того, чтобы советская песня не канула в небытие, не потонула в призрачном тумане, скрывшем мифологический город, о котором сохранились лишь ностальгические воспоминания.

Проект «Советской песни Атлантида» привлёк внимание режиссёра Эдуарда Боякова и на два сезона вошёл в репертуар Третьей сцены МХАТа имени Горького. За это время участники проекта – Игорь Зубков, инструментальный ансамбль «Атлантида» в составе: Игорь Бурилич – контрабас, Ринат Нурмухамедов – гитара, Илья Ягода – барабаны, а также замечательные артисты и певцы создали несколько программ, каждая из которых была посвящена одному из композиторов – адептов советской песни, а также тем поэтам, которые в соавторстве с музыкантами создавали шедевры песенной классики.

Нынешний фестиваль «Традиция», который пройдёт 19 августа, приглашает зрителей на встречу с любимыми песнями Аркадия Островского – истинного романтика, автора лирических хитов и духоподъёмных шлягеров. И разумеется, сочинял он их в соавторстве с равными ему по таланту поэтами.

С каждым из них Островского связывала история, дружеские отношения, а порой и курьёзные случаи. Любимым соавтором Островского был Лев Ошанин. Именно с ним они написали один из главных шлягеров ХХ века «Солнечный круг». Пусть всегда будет солнце… На самом деле эти слова принадлежат вовсе не поэту, а 4-летнему мальчику Косте, который в 20-е годы ХХ века – сто лет назад – пытался осмыслить новое для него слово «всегда». После 1962 года песня звучала по всему миру на самых разных языках.

 Лев Ошанин, поэт-фронтовик, автор знаменитой песни «Эх, дороги, пыль да туман…» создаёт вместе с Островским вокальный цикл «А у нас во дворе» – первый в истории советской песни. Всё началось с молодого певца Иосифа Кобзона, который, отслужив в армии, пришёл к Островскому в его квартиру в Фурманном переулке за песней для радиопередачи. Вот там и прозвучало впервые «А у нас во дворе есть девчонка одна…». После исполнения этой песни в программе «С добрым утром!» начался немыслимый бум. Пластинку с записью купить невозможно – они распродавались в первые часы появления на прилавке. А на радио приходили письма (их не счесть): что было дальше? Песня воспринималась как начало сериала из жизни молодого паренька и скромной девушки. Аркадий Островский и Лев Ошанин пишут вторую песню – «И опять во дворе», теперь уже в ритме вальса. Поток писем увеличивается в разы, история продолжается – в итоге Ошанин написал в содружестве с Островским пять песен, каждая из которых – лирический шедевр.

В творческом дуэте с Островским работали прекрасные поэты: Сергей Михалков, Игорь Шаферан, Марк Лисянский…

Но есть одно имя, которое вписано в историю советской песни отдельной строкой, – Инна Кашежева. Когда они встретились – маститый композитор и начинающая поэтесса, – Инне было чуть больше 20 лет. Очень странная девушка, необычная. Адыгейская кровь, чёрные волосы, худенькая, всегда в брюках, стриженная под мальчика… Её компания – «гении» 60-х: Геннадий Шпаликов, Инна Гулая, Олег Даль, Владимир Высоцкий…

Начали работать. Однажды Аркадий Ильич спросил:

– Как вы относитесь к импрессионистам?

– Они мне нравятся, – ответила Инна.

– Давайте напишем несколько песен в стиле музыки Дебюсси и Равеля. Что-нибудь в неярких тонах, как в картинах Ренуара или Моне… Песни-пейзажи в полутонах…

Так и задумали цикл «Полутона» – шесть песен. Но закончили только три. Одна из них – «Лунный камень» – подлинный шедевр, который невозможно свести к популярному жанру в чистом виде. Это своего рода кроссовер – жанр, соединяющий черты эстрадной и академической музыки. В 1968 году в возрасте 53 лет Аркадий Островский ушёл из жизни. Судьба Инны Кашежевой сложилось печально. Она оказалась среди тех шестидесятников, кто не воспринял новую рыночную парадигму, воцарившуюся в нашем обществе в 90-е годы. Ушла во внутреннюю эмиграцию, а затем и из жизни – тихо, незаметно.

Стихотворение Инны Кашежевой «Не уходите в сытость, люди» откроет программу «Советской песни Атлантида» на фестивале «Традиция»:


Не будет музыки без лютни,

без муки в сердце мёртв поэт.

Не уходите в сытость, люди,

назад пути оттуда нет…


Екатерина Кретова

Тэги: Фестиваль
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Балет рифмуется с «Наследием»

    16.05.2025
  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS