Проект «Советской песни Атлантида» будет представлен на фестивале «Традиция», который ежегодно проходит в усадьбе Захарово в Московской области. И это неудивительно: фестиваль, который ставит своей задачей возрождение и поддержку традиционных ценностей русской культуры, не может не уделить внимания советской песне – одному из мощнейших культурных кодов нашего общества.
Автор проекта, композитор Игорь Зубков, многократный лауреат фестиваля «Песня года», выпускник Московской консерватории, достойно принявший от своего мастера Тихона Хренникова эстафету песенника и мелодиста, создатель мюзиклов и саундтреков к кино, придумал «Атлантиду» именно для того, чтобы советская песня не канула в небытие, не потонула в призрачном тумане, скрывшем мифологический город, о котором сохранились лишь ностальгические воспоминания.
Проект «Советской песни Атлантида» привлёк внимание режиссёра Эдуарда Боякова и на два сезона вошёл в репертуар Третьей сцены МХАТа имени Горького. За это время участники проекта – Игорь Зубков, инструментальный ансамбль «Атлантида» в составе: Игорь Бурилич – контрабас, Ринат Нурмухамедов – гитара, Илья Ягода – барабаны, а также замечательные артисты и певцы создали несколько программ, каждая из которых была посвящена одному из композиторов – адептов советской песни, а также тем поэтам, которые в соавторстве с музыкантами создавали шедевры песенной классики.
Нынешний фестиваль «Традиция», который пройдёт 19 августа, приглашает зрителей на встречу с любимыми песнями Аркадия Островского – истинного романтика, автора лирических хитов и духоподъёмных шлягеров. И разумеется, сочинял он их в соавторстве с равными ему по таланту поэтами.
С каждым из них Островского связывала история, дружеские отношения, а порой и курьёзные случаи. Любимым соавтором Островского был Лев Ошанин. Именно с ним они написали один из главных шлягеров ХХ века «Солнечный круг». Пусть всегда будет солнце… На самом деле эти слова принадлежат вовсе не поэту, а 4-летнему мальчику Косте, который в 20-е годы ХХ века – сто лет назад – пытался осмыслить новое для него слово «всегда». После 1962 года песня звучала по всему миру на самых разных языках.
Лев Ошанин, поэт-фронтовик, автор знаменитой песни «Эх, дороги, пыль да туман…» создаёт вместе с Островским вокальный цикл «А у нас во дворе» – первый в истории советской песни. Всё началось с молодого певца Иосифа Кобзона, который, отслужив в армии, пришёл к Островскому в его квартиру в Фурманном переулке за песней для радиопередачи. Вот там и прозвучало впервые «А у нас во дворе есть девчонка одна…». После исполнения этой песни в программе «С добрым утром!» начался немыслимый бум. Пластинку с записью купить невозможно – они распродавались в первые часы появления на прилавке. А на радио приходили письма (их не счесть): что было дальше? Песня воспринималась как начало сериала из жизни молодого паренька и скромной девушки. Аркадий Островский и Лев Ошанин пишут вторую песню – «И опять во дворе», теперь уже в ритме вальса. Поток писем увеличивается в разы, история продолжается – в итоге Ошанин написал в содружестве с Островским пять песен, каждая из которых – лирический шедевр.
В творческом дуэте с Островским работали прекрасные поэты: Сергей Михалков, Игорь Шаферан, Марк Лисянский…
Но есть одно имя, которое вписано в историю советской песни отдельной строкой, – Инна Кашежева. Когда они встретились – маститый композитор и начинающая поэтесса, – Инне было чуть больше 20 лет. Очень странная девушка, необычная. Адыгейская кровь, чёрные волосы, худенькая, всегда в брюках, стриженная под мальчика… Её компания – «гении» 60-х: Геннадий Шпаликов, Инна Гулая, Олег Даль, Владимир Высоцкий…
Начали работать. Однажды Аркадий Ильич спросил:
– Как вы относитесь к импрессионистам?
– Они мне нравятся, – ответила Инна.
– Давайте напишем несколько песен в стиле музыки Дебюсси и Равеля. Что-нибудь в неярких тонах, как в картинах Ренуара или Моне… Песни-пейзажи в полутонах…
Так и задумали цикл «Полутона» – шесть песен. Но закончили только три. Одна из них – «Лунный камень» – подлинный шедевр, который невозможно свести к популярному жанру в чистом виде. Это своего рода кроссовер – жанр, соединяющий черты эстрадной и академической музыки. В 1968 году в возрасте 53 лет Аркадий Островский ушёл из жизни. Судьба Инны Кашежевой сложилось печально. Она оказалась среди тех шестидесятников, кто не воспринял новую рыночную парадигму, воцарившуюся в нашем обществе в 90-е годы. Ушла во внутреннюю эмиграцию, а затем и из жизни – тихо, незаметно.
Стихотворение Инны Кашежевой «Не уходите в сытость, люди» откроет программу «Советской песни Атлантида» на фестивале «Традиция»:
Не будет музыки без лютни,
без муки в сердце мёртв поэт.
Не уходите в сытость, люди,
назад пути оттуда нет…
Екатерина Кретова