Светлана Макарова. Русская словесность: история, теория, методика преподавания. Избранные статьи. – М.: Азбуковник, 2014. – 398 с. – 2000 экз.
Перечислим достоинства этой книги, делающие её полезной для учителя-словесника. Прежде всего это неусложнённый, внятный стиль изложения в сочетании с немалой фактической полнотой. В удачно найденных пропорциях сведены картины биографические и исторические, анализ как формальной стороны художественных произведений, так и содержательной части, всё это преподнесено на фоне литературного и отчасти политического процесса эпохи. Будучи также музыковедом, исследовательница особое внимание уделяет ритму – но и здесь рассказывает об исторических коллизиях становления русской силлаботоники; интересен также анализ купринского «Гранатового браслета» в соотнесении с главной музыкальной темой («Бетховенская соната № 2»). Наибольший интерес книга представляет для изучения русской литературы XVIII века (от Тредиаковского и Ломоносова до Фонвизина и Радищева), давая целостный образ этой эпохи.
Наконец, книга, предназначенная для широкого круга читателей, в первую очередь ориентирована именно на учителя-словесника: к примеру, одна из частей озаглавлена «Методика преподавания литературы» и содержит анализы, в том числе сопоставительные, некоторых программных произведений – от «Бедной Лизы» Карамзина до «Шинели» Гоголя и чеховской «Смерти чиновника».