Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Лирная берёза

01 января 2007

ЮБИЛЕЙ

Кое-что о мудрой вседозволенности

К 80-летию В.А. Сурганова (1927–1999)


«– Вы обратили внимание, как географически представлен на первом курсе наш семинар? – сказал Всеволод Алексеевич Сурганов на первом занятии руководимого им семинара критики Литературного института в сентябре 1985 года. – Одна студентка с Белого моря, другой студент – с Чёрного…»

Имена носителей такой географической полярности были потом увековечены не поступившим с первого раза в Литературный институт Павлом Басинским в его критической («документальной»?) повести «Московский пленник»: «В 80-м идиотов было трое: я из С., Лариса Шульман из Архангельска и Саша Люсый из Симферополя».
Долгие годы в моём сознании Всеволод Алексеевич Сурганов был преимущественно известным критиком, автором книги о деревенской прозе «Человек на земле» (известна также его монография о Леониде Соболеве). Я отдавал себе отчёт, что главный внесённый им в филологическую науку вклад заключался в том, что показано рождение самого этого феномена «деревенской прозы» из очерков, посвящённых жизни русской деревни. Специалистам, думаю, и сейчас интересно внимание Сурганова к переходным явлениям между остросоциальным очерком «овечкинской школы» и «деревенской прозой» с её нравственно-философской ориентацией и лирическим пафосом. Только недавно, перечитывая интервью Юрия Визбора, я узнал, что знаменитый бард числил среди своих первых учителей и Сурганова. Теперь всё встало на свои места и в моей памяти. Я понял, почему мне всё больше и больше вспоминаются не сами по себе отнюдь не менее содержательные, чем беседы у костра, критические семинары Сурганова, сколько одна организованная им поездка в Шахматово.
Кажется, ранней весной мы отправились с Ленинградского вокзала электричкой до станции Подсолнечная. Далее долго шли в северном направлении, минуя Тараканово. Прикреплённая к нам экскурсовод рассказывала, что усадьба Блока была невелика. Большая часть имения (всего 120 десятин) была под лесом. К дому вела въездная берёзовая аллея из редкого вида лирных. Лирная берёза… Не знаю, как для Блока, но это – дерево-тотем именно для Сурганова, думаю я сейчас, глядя на одну мелькнувшую в Интернете фотографию, на которой можно разглядеть его в молодости.
Всеволод Алексеевич, получая указания общего характера от экскурсовода, шёл с уверенностью выводящего из пустыни народ патриарха. Он шёл, как обычно независимо от погоды, с непокрытой головой. И ветер развивал его длинные седые кудри, обычно спокойно вьющиеся на висках и затылке.
Путешествие, впрочем, оказалось довольно странным. Никакого Шахматова мы не нашли! Шахматово находилось в состоянии своего временного небытия. Сожжённый дом ещё не был восстановлен, и само его место было скрыто деревьями и кустарником. Экскурсовод, постепенно теряя уверенность и делая нам всё более расплывчатые указующие жесты, в итоге, когда уже начиналось смеркаться, недоумённо развела руками.
В наши странные литинститутские годы (1980–1985) благодаря таким носителям мудрой вседозволенности, как Сурганов, Литературный институт был пространством абсолютной внутренней свободы. Это было непростое испытание, включающее в себя и невозможность поступиться эстетическими принципами. Это испытание выдерживали не все. Время панихид по сокурсникам началось вскоре после периода похорон учителей.
Новое поколение, новый язык, новая земля. Самым устойчивым остаётся только ощущение пути. Сургановское. 

Александр ЛЮСЫЙ

Обсудить в группе Telegram

Александр Люсый

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS