Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Лиро-эпическое расследование

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Аркадий Ваксберг. Любовь и коварство: Театральный детектив. – М.: АСТ: Русь-Олимп, 2007. – 378 [6] с.: 24 л. ил.

Самое неудачное в этой интереснейшей, умело написанной книге – это, вне сомнения, её название. Тяжеловесно двухступенчатое, рекламно-зазывное, но при этом решительно ничего не объясняющее, настраивающее потенциального читателя совсем не на тот лад, и более того, весьма сомнительно отражающее содержание, смысл, суть.
Да, и любовь, и коварство присутствуют на этих страницах, но ничуть не в меньшей степени представлены иные человеческие свойства – неприкаянность, к примеру, или стойкость духа, способность жить, несмотря ни на что. Гордость и предубеждение. Страх и ненависть. Одиночество. Одним словом, всё то, чем, как правило, бывает в избытке насыщен роман всякой жизни. Перед нами, скорее, удивительная, полная самых неожиданных поворотов и прямо-таки фантастических событий семейная сага, нежели заявленный обложкой детектив.
Имя красавицы Августы Миклашевской, в лучшие свои годы одной из ведущих артисток Камерного театра (примой рядом с Алисой Коонен она, конечно же, быть не могла), в своё время гремевшее по всей театрально-художественной Москве, сегодня известно, наверное, лишь наиболее горячим поклонникам Есенина, да ещё специалистам по его творчеству. Не просто одна из последних глубочайших привязанностей великого поэта, но женщина, сумевшая стать его музой, воспетая в блистательном венке любовной лирики.
А вот о сыне Августы – Игоре, втором главном герое включившего в себя ровно целый век повествования, если кто и вспоминает в наши дни, то только люди, всерьёз увлечённые тайными страницами Второй мировой, на которых фигура эта занимает совершенно особое место. В конце 42-го бывший двухкратный чемпион Ленинградского военного округа по боксу, сержант артиллерии Миклашевский был захвачен в плен гитлеровцами и в скором времени оказался в Берлине. Конечной целью одиссеи, согласно разработанному на Лубянке дерзкому плану, являлось, о чём можно судить лишь с достаточно большой долей вероятности, физическое устранение Гитлера.
Одно только простое изложение так или иначе дошедших до нас перипетий двух необыкновенных биографий (а дошли далеко не все) могло бы легко соперничать по своей увлекательности с любым авантюрным, а заодно и любовным романом. Но перед нами текст, отнюдь не укладывающийся в рамки переживающего сейчас новый всплеск популярности жанра «ЖЗЛ». Старейший литгазетовец, ныне наш парижский собкор Аркадий Ваксберг создал поистине многослойное, полифоническое произведение. Это и род виртуозного журналистского расследования (масса архивных документов по теме, впервые введённых в научный оборот, встречи и переписка с людьми, лично знавшими героев книги, смелые гипотезы, базирующиеся на солидной «доказательной базе»). Это одновременно и вполне оправданная в данном контексте попытка обозреть единым взором весь российско-советско-российский ХХ век, величественный и трагический, способный в обилии поставлять своим будущим историкам совершенно невероятные сюжеты. Это и книга, насквозь пронизанная глубоко личными чувствами и переживаниями. А. Ваксберг – знающий большую часть описываемого века не понаслышке, мальчишка, хорошо помнящий прифронтовую Москву осени 41-го, юноша, навсегда сохранивший в памяти последний спектакль ликвидируемого Камерного, – имеет на то полное право. Да иначе он, возможно, и не сумел бы поведать нам о своих несправедливо забытых героях с такой искренней увлечённостью, с такой страстностью, с таким подкупающим желанием сохранить их преимущественно печальные, «не состоявшиеся», но далеко не напрасно прожитые судьбы для потомков. 

Даниил ЧАПЛЫГИН

Обсудить в группе Telegram

Даниил Чаплыгин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS