Выборы прошли, списки нового состава Государственной думы объявлены. Политологи и журналисты обсудили феномен «5-й партии», коммунисты снова возмущённо помахали флагами на площадях. Новые лица занимают старые кабинеты в здании на Охотном Ряду. Но, по сути, всё вернулось на круги своя. По одной и очень простой причине.
«Уберите их и пустите нас» – вот, по сути, и вся позитивная программа, которую предлагали вроде как «оппоненты». Бесплатное эфирное время, выделенное телеканалами на дебаты, было немалым. 7 минут на кандидата. Четыре дня в неделю. Почти полтора часа на каждую (!) партийную программу. При желании за такое время на свою сторону можно перетянуть даже врага. Но этого желания, похоже, не было.
Кандидат от «Коммунистов России», например, удосужился опоздать на большую часть собственного эфира. Для разговора на тему экологии он решил приехать на велосипеде, но узнавать маршрут заранее – это, видимо, для слабаков. При этом расстроенным опоздавший совсем не выглядел. И то сказать: кофе, закуски и бутерброды оставались на столиках за кулисами и после дебатов.
Кандидаты пунктуальные делали ставку на шоу. Денис Парфёнов из КПРФ пытался обхамить Жириновского. Максим Шевченко из партии «Свобода и справедливость» привычно истерил. В этот раз – против партии власти. Но с таким же надрывом, с каким несколько лет назад выкрикивал: «Смерть оранжевой чуме!»
Михаил Вельмакин от «Зелёной альтернативы» агитировал за коноплю. Техническую. Когда на слово «конопля» никто не взвился, был сильно удивлён. По задумке, видимо, должен был быть запоминающийся скандалец? Кандидаты «Яблока» пытались косплеить, копировать своего теперь уже почётного патриарха Явлинского. Правда, без харизмы и уровня образования самого Григория Алексеевича получалось уныло. Выручал Олег Пахолков от партии «Родина», который периодически выкрикивал: «Нет, вы скажите, чей Крым!!!» Ответа ни разу не было, зато помогало не заснуть.
Кандидаты от «Партии пенсионеров» явно косплеили Жириновского. Что выглядело довольно странно, ибо оригинал был тут же и в очередной раз доказал свою недосягаемую актёрскую высоту: даже предательски сползающие прямо в эфире брюки ни на мгновение не сбили, как всегда, искромётный монолог. Да, в такие моменты Владимиру Вольфовичу можно рукоплескать стоя. Но какое отношение это имеет к партийной программе? И долго ли вообще просуществует партия, если её бессменный лидер решит уйти на покой?
Неясно пока, и как проявит себя в деле самая успешная партия этой кампании – «Новые люди». Пятый элемент в Государственной думе некоторые политологи уже называли главной сенсацией политического сезона. Но при ближайшем рассмотрении «новые» оказались вполне себе старой политобоймой. Та же Сардана Авксентьева, которая, собственно, и перетащила партию через пятипроцентный барьер, уже успела стать не только звездой и любимицей соцсетей, где её фотографии постили под заголовком «мэр здорового человека», но и официальным сторонником партии «Единая Россия». О том, что мэр Якутска подала заявление на получение этого статуса, пресс-служба якутского республиканского отделения партии сообщила ещё в конце ноября 2018 года.
В общем, нравится это кому-то или нет, ведущая партия на нынешнем политическом поле – как Джеймс Бонд в одноимённом сериале. Исполнители роли могут меняться, суть сценария – никогда. Потому что за ней – единственная общественная страта, которая на самом деле смогла, несмотря на все внутренние противоречия и личную неприязнь её членов друг к другу, объединиться. Создать свою партию. Это – элиты. Крупный капитал и чиновники высшего ранга. Ну и примкнувшие к ним: спортсмены, артисты, журналисты и певцы. У этой группы – свои задачи и свои цели. Совпадают ли они с интересами тех, кто ни к чиновникам, ни к крупному капиталу никакого отношения не имеет? Зачастую – да. Особенно когда помнишь, что делала элита в 90-е.
Да, теперь в стране появляются отличные федеральные дороги, открываются новые производства, российская оборонка и космос, кто бы что ни говорил, одни из самых передовых в мире. Про нефтяную и газовую отрасли даже и упоминать не буду. Но при всех этих очевидных успехах множество вопросов всё равно остаётся. И проблема в том, что эти вопросы просто некому задавать.
Как бы ни старались 13 оппонентов «ЕдРа» представить себя выразителями интересов «молчаливого большинства», среднего класса, народа (кому какое название больше нравится), на самом деле на избирателей им по большому счёту было плевать. Никто так и не удосужился выяснить, а что именно волнует конкретного жителя конкретного дома по конкретной улице. Какие у него проблемы и вопросы? Какова личная повестка дня? А ведь сделать это было можно, и даже известно как.
«Конструирование месседжей», «управление настроениями», «микротаргетирование в «Фейсбуке» – все эти наукообразные термины, которые с лёгкой руки зятя Трампа Джареда Кушнера вошли сейчас во все учебники по пиару, на самом деле были не чем иным, как в прямом смысле слова адресным объяснением каждому избирателю: что именно лично он получит, проголосовав за Трампа. Какие ответы именно на его, избирателя, вопросы есть у кандидата в 45-е президенты США. Как личная, маленькая, частная повестка дня учитывается в большой президентской кампании. Результат многие наблюдатели назвали потом «революцией Трампа». Но ничего революционного на самом деле в этом не было. Было – умение слушать и слышать.
В российской же политической среде пока практикуется другое: умение говорить. С большей или меньшей долей убедительности – этим искусством овладели все. Вот только многие избиратели уже не слышат и не слушают. А некоторые – мечтают о том, чтобы снова вернулась графа «против всех». И эту апатию, растерянность, а иногда даже и откровенный цинизм опасно недооценивать. Сами собой, по щучьему велению такие настроения не проходят и не рассасываются. В этом смысле кандидат «против всех», даже отсутствующий в бюллетене, похоронил уже не одно государство. Вот только создать что-то у него не получалось ещё никогда.
Вера Кузьмина, политический обозреватель «ТВ-Центра»