То, что сетевой дневниковый ресурс под названием «Живой Журнал» (ЖЖ) явился своеобразным бесконечным русским метатекстом, заметили давно. В этом плане, несмотря на одно из значений эпитета «живой» (близкий к действительности), ЖЖ – сбывшаяся мечта постмодерниста, ведь вся совокупность дневников, где каждый является гиперссылкой на ряд следующих, образует сообщающуюся систему, превращается в единый текст, доступный из любой географической точки.
Само собой, этот текст абсолютно разнороден и разносодержателен, ему свойственны перетекаемость, открытость для дополнений, комментариев, полемик, отклика. ЖЖ-ресурс уже стал феноменом современной культурной жизни. Мария Галина («Знамя», № 1, 2007) определила цели живых журналов: «…раскрутка себя или бренда (печатного издания, политической партии и т.д.), бета-тестирование, вербовка сторонников, информация и собственно коммуникация, поиск близких по духу людей и общение с ними. А также социализация…» Возрастные меты ЖЖ-юзеров абсолютно разные, но в основе своей – это молодёжь, внутри которой некоторые социологи даже начинают выделять «поколение ЖЖ» – креативное, свободное, ставящее увлечения, интересы и путешествия выше карьерного роста.
Что же касается ЖЖ литературного, здесь можно найти массу писателей, главредов и культуртрегеров, организаторов литературной жизни: Александр Иличевский (a_ilichevskii), Андрей Василевский (avvas), Георгий Циплаков (biograph), Кирилл Анкудинов (kirillankudinov), Ирина Василькова (lady_vi), Татьяна Набатникова (nabatnikova), Сергей Сибирцев (segei_sibircev), Сергей Арутюнов (aruta), Данил Файзов (fayzov), Илья Кочергин (ikochergin), Александр Переверзин (reverzin) и многие-многие-многие другие, всех не перечислишь. Я уже не говорю о литературных сообществах, в которых пишут (постят) о всякой всячине: литинститутские или общелитературные новости, что-нибудь о форуме в Липках, о «толстых» журналах или о свежих интервью того или иного писателя (lipki_ru, bykov_ru, ru_znamlit и так далее).
Через френд-ленту (хронологическую подборку самых свежих сообщений ваших друзей-френдов) можно держать руку на пульсе литературной жизни и получать отчёты (субъективные, само собой) о проведении самых разных мероприятий. В общем-то, некоторые френд-ленты можно было бы даже издавать – получился бы интересный разрез дискурсов за короткий промежуток времени. ЖЖ чем-то напоминает устную, голосовую «живую газету» 20-х годов, включающую монологи, коллективную декламацию, частушки, фельетоны и прочую художественную агитацию времён Гражданской войны. ЖЖ динамизирует литературный процесс, ускоряет его, делает доступным, разрешая любому желающему заглянуть в тот или иной блог и узнать пару фактов из закрытой тусовки. Особое ЖЖ-сообщество skandal_ru отражает жёлтую, склочно-полемичную подкладку живой и виртуальной литературной жизни – кто у кого украл строчку или кто кого и за какое выступление «расфрендил». ЖЖ-скандалам способствуют снижение этического потолка на виртуальном поле, демократичность, а при желании и анонимность онлайн-общения, где какой-нибудь Сергей Минаев или Валерия Новодворская довольно легко входят в контакт со школьниками провинциальных лицеев.
В Россию «Живой Журнал» пришёл с Запада шесть лет назад, сейчас на материалах ЖЖ издаются книги, блуки (от англ. blog – домашняя страница и book – книга) и учреждена литературная премия «Блукер» (Blooker Prize). В России, к примеру, по следам интернет-блогов изданы «Осенняя жаба» Д. Горчева, «Книга Натаниэля» ЖЖ-юзера polumrak, «Путь ёжика» Лео Каганова (сетевой псевдоним lleo). Причём взаимодействие ЖЖ- и традиционной литературы происходит с двух сторон: каждодневные постинги виртуальных авторов попадают в печать, а бумажные авторы выкладывают свои стихи и прозу в Интернете, дабы принять замечания или восторги, провести на основании комментариев мелкую редактуру.
Премия «Пироги-Живая вода», вручаемая лучшему поэту-ЖЖисту два раза в год, – тоже из «игрового», экспериментального разряда. Зрители собираются в клубе и голосуют за поэтов рублём, побеждает собравший больше всего денег. А в ЖЖ идут параллельная агитация, описание турнира (иногда в режиме прямой трансляции, если кто-то пришёл с ноутбуком), публикация результатов.
Конечно, есть масса других блог-серверов с гораздо более расширенными техническими возможностями и качествами, «Живой Журнал», пожалуй, в этом ракурсе – штука довольно отсталая, однако он является наиболее раскрученным, распиаренным. Здесь гораздо легче набрать френд-массу и стать тысячником (популярным и читаемым пользователем), что в особенности немаловажно для человека творческого, желающего немедленно получить живой отзыв на свои писания. Конечно, ЖЖ также благоприятен для всяческих эпатирующих маньяков, графоманов и скандалистов, однако здесь, в замкнутом пространстве блогосферы, они либо попадают в тотальный игнор, либо оказываются мессиями и героями, тем самым удовлетворяя свои комплексы виртуально, через монитор.
ЖЖ имеет и сторонников, и противников, оценивающих этот феномен как зло, пожиратель времени и распылитель созидательных сил. Однако он и вправду играет значимую роль в современном культурно-интеллигентском существовании, консолидируя, сплачивая, информируя, просвечивая всё, что происходит вокруг нас и до чего в реальной жизни мы вряд ли бы дотянулись. В последнее время пишут посмертные отзывы, воспоминания о Дмитрии Пригове, обсуждают литературные конкурсы, Литературный институт, делятся впечатлениями о прочитанном в свежих «толстых» журналах или в прессе… Поэтому сейчас независимо от того, сколь долго это продлится, часть литпроцесса (как и многих других процессов) происходит именно в «Живом Журнале».