«Необязательный предмет», «ЛГ», № 12–13
Произошло то, о чём «Литературная газета» с тревогой писала не раз: единственный предмет, воспитывающий духовность, приравнен к биологии, химии, физике, пению и рисованию.
И это несмотря на то, что весь прошлый год педагогическая общественность добивалась совершенно иного. «Изъятие литературы из круга обязательных экзаменационных школьных дисциплин приведёт к тому, что исчезнет сама культурная основа для выработки навыков владения устными и письменными формами русского языка как средства межнационального общения» (материалы конференции-совещания «Традиции и инновации в образовании: гуманитарное измерение», февраль 2007-го).
Рекомендовать Министерству образования и науки «рассмотреть возможность проведения совмещённого экзамена по русскому языку и литературе», две части которого будут отведены русскому языку, а третья – литературе: связный развёрнутый ответ в форме сочинения (материалы заседания Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, 22 мая 2007-го).
Выпускной экзамен по литературе должен быть обязательной формой итоговой аттестации выпускников школ. А для тех «учащихся, которые выбирают предмет «Литература» в качестве экзамена для поступления в высшее учебное заведение, формой экзамена может стать ЕГЭ, при условии дальнейшей доработки его содержания» (материалы I международной научно-практической конференции «Академический школьный учебник литературы – дорога в будущее», 6–7 ноября 2007-го).
Сбылась мечта чиновников – литература перестаёт быть обязательным предметом. В недрах Минобрнауки разработан проект «Фундаментального ядра содержания общего образования», где после слов, что литература входит в гуманитарный цикл наряду с русским и иностранными языками, географией, историей, обществознанием и искусством, разъясняется, что базовым предметом школьного курса она не является. К таковым отнесены только русский язык и математика. Составителям «ядра» невдомёк, что высшим проявлением языка является как раз литература.
В том же проекте написано, что надо сократить число изучаемых в школе литературных произведений, и во исполнение этого тезиса в кулуарах различных совещаний обсуждается предложение о десяти «золотых» книгах: в каждом классе изучать в обязательном порядке не более 10 произведений. В документе это называется «ядром», а всё остальное – «оболочкой», «варьирующейся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т.д.».
Словом, «литература исключается…».
Остаётся уповать на то, что жизнь окажется умнее федеральных чиновников от образования. Первый признак тому есть: Москва оставила литературу обязательным предметом аттестации выпускников школ.
Будем надеяться, что опыту столицы последуют и другие города и области России.
, заслуженный деятель науки РФ, профессор ИМПЭ им. А.С. Грибоедова