Для такого смешения имён и тем очень точно выбрано название – «Фотографии на память». Читая книгу, мы действительно словно листаем фотоальбом: некоторые снимки выцвели, некоторые, наоборот, притягивают взгляд своей яркостью; есть почти профессиональные фотокарточки, а есть не очень удачные: смазанные или слегка засвеченные…
Есть рассказы, которые хочется выделить особенно.
Например, произведение Валентины Анисимовой «Воздушные шары». Всего на нескольких страницах, используя в качестве центрального образа воздушный шар, автор раскрывает характер и судьбу героини-рассказчицы: жёлтый шар связан в памяти с редкой лаской отца, синий – с первой влюблённостью… Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, рассказ вышел очень ёмким как по смыслу, так и с точки зрения образности: «Оранжевый апельсин! Совершенство! И лопнул оранжевый шарик, так похожий на огромное «совершенство». Хотела ли я быть когда-нибудь совершенством? Не помню. Наверное, нет. Но очень не хотела бы клочьями разлететься от прикосновения чьих-то неласковых рук».
Нельзя не отметить также небольшой изящный фаталистический рассказ Валерия Былинского «Десятка», показывающий, как судьба расставляет всё по своим местам, действуя руками случайных людей. Отдельного внимание заслуживает метафоричность языка автора: «Было холодно. Так холодно, будто воздух сгустился и стал свинцовым, и каждое его прикосновение к лицу казалось ледяной дверью, которую надо было открывать, напирая всем телом».
Обращает на себя внимание и своеобразный стиль Романа Богословского («У подъезда»). Смотреть на мир его глазами – необычно, как видеть привычный пейзаж с другого ракурса. Это мир, где по небу несутся «нашинкованные ровными ломтями тучи», где «холодный ветер щекочет паутину в подъезде», где маленькая девочка лепечет «ситцевым кружевным голоском», а старик «играет лицом на гармонике морщин»… Что касается проблемы, затронутой в рассказе, то она, может, и не нова, но по-прежнему актуальна: это рассказ о том, как важно замечать жизнь и не пробегать мимо неё в безумной спешке.
Рассказ Светланы Кабачинской «Ренессанс в колёсах» – одновременно грустная и немного забавная история, рассказанная от лица девушки-инвалида. Писать от имени подростка – задача непростая, потому что не всегда удаётся сохранить естественность образа, не превратив его в пародию. С этой задачей писательница справилась: рассказ не выглядит комично и нелепо, а главная героиня – живая и правдоподобная, с собственной речевой манерой, щедро приправленной самоиронией и изрядной долей цинизма, за которым прячется беспомощность: «Вы, наверное, уже догадались, что я трансформер: сверху человек, а ниже пояса – коляска. Ну и дополнительный аксессуар – ненужные бесчувственные ноги».
К тому же рассказ остросоциален: автор показывает как бытовые, так и психологические трудности, с которыми сталкиваются инвалиды, – от отсутствия пандусов до унизительной жалости окружающих.
Фантастические же рассказы, вошедшие в сборник (например, «Удачная экспедиция» Марины Балуевой или «Опоздали» Дмитрия Динеро), притягивают если не стилем, то целостностью: созданные в них вселенные не «рассыпаются», цель и идея согласуются между собой, и посыл «работает»: через фантастику авторы обращаются к философским темам, позволяя нам взглянуть на человечество глазами представителей более развитой цивилизации и давая повод задуматься:
«Скажите, вы, народ Земли, потомки Великого Народа Латэн, стоили ли мучения и старания Ноя и его помощников вашей жизни? Вы хотя бы использовали второй шанс? Вы сделали для себя важные выводы и уже избавились от той грязи, за которую вас хотели уничтожить?» – «Нет, мы до сих убиваем самих себя, животных и растения. Мы постоянно уничтожаем всё живое вокруг себя. Я не могу объяснить, почему так».
Стоит отметить, что кроме прозы в сборник вошли и поэтические произведения. Но стихи несколько теряются среди разнородных рассказов. Да, «Фотографии на память» – это в первую очередь книга прозы, несомненно, достойной внимания читателя, и многие из представленных в ней авторов хоть и не являются обладателями престижных наград, но уж точно ничем не уступают известным писателям, а иных и превосходят по мастерству.