Подошёл к финишу 2023 год, можно подводить итоги. В Италии уже не один год ощутим упадок, и тренд не меняется. Правительство Джорджи Мелони не оправдывает ожиданий. Примерно 100 тысяч итальянцев ежегодно покидают страну в поисках лучшей доли. Удручающе выглядят демография, культура, образование. Налицо серьёзный экономический и промышленный спад, снижение качества жизни, растущая бедность, разрушительное социальное неравенство. Конечно, Bella Italia как была прекрасной, так и остаётся. Но добавились другие краски.
Национальный институт статистики (Istat) обнародовал данные, которые потрясают. Каждый десятый живёт в абсолютной бедности: это 2,18 миллиона семей, 9,7% населения (годом ранее – 9,1%). Число бедняков превышает 5,6 миллиона человек, ещё 14 миллионов испытывают угрозу бедности и/или социального отчуждения (24,4% населения). За 10 лет доля детей, живущих в абсолютной бедности, выросла почти втрое. Более 3 миллионов пребывают в бедности, имея рабочие места.
Всё больше тех, кто «в затруднительном положении». Усугубляется такое явление, как передача бедности из поколения в поколение. Тут Италия, судя по всему, лидер Европы. Индикатор – уровень безработицы среди молодёжи: цифра превышает 35%. Среди женщин в возрасте от 15 до 64 лет работу имеют только 48,3% (среднеевропейский показатель – 61,7%).
Можно приводить другие цифры, подтверждающие масштаб социальных проблем. Например, от нищеты всё сильнее страдают люди с низким уровнем образования. Чем беднее семья, тем меньше шансов у выходцев из неё получить хорошее образование. Госрасходы на него падают. Данные, собранные Save the children, убеждают: снижение семейных расходов на товары и услуги ведёт к росту образовательного неравенства и социальной маргинализации. Доля, предназначенная для образования, и так не особо радовавшая в 2020-м, сократилась год спустя с 0,5% до 0,37%. И продолжает снижаться.
Всё это бьёт по принципам, на которых прежде стояли западные демократии. Неравенство растёт, число людей со средневысоким доходом сокращается. Из 41,5 миллиона итальянских налогоплательщиков, подавших налоговую декларацию в прошлом году, только 4% заявили, что заработали более 70 тысяч евро. За последние 30 лет доход на душу населения снизился у девяти из десяти категорий граждан, коснувшись в первую очередь самых бедных. Кстати, анализ, проведённый Каритас (пастырский орган Итальянской епископской конференции), другими общественными организациями, говорит об изменении конфигурации бедности. Из-за растущей неопределённости в сфере труда она расширяется и распространяется беспорядочно сразу во все контексты: социальный, географический и демографический. За 15 лет бедность изменила облик страны настолько, что в исследованиях даже появился термин «демократизация бедности». То есть перед её риском всё труднее выявлять социальные группы, которые можно без оговорок назвать невосприимчивыми или неуязвимыми.
Конечно, в немалой степени рост бедности обусловлен ускорением инфляции и ростом цен (особенно за энергозатраты), тогда как зарплаты и пенсии на прежнем уровне. Крупнейшее итальянское профсоюзное объединение (CGIL) заявило 25 октября: «Данные, опубликованные Истатом о бедности в нашей стране, драматичны и подтверждают, насколько жестокими и ошибочными были и остаются решения правительства».
Кое-кто (кто дожил) вспоминает, как 15 мая 1991 года глава МИД Италии Джанни Де Микелис объявил, что согласно отчёту (он был подготовлен авторитетной компанией Business International и отправлен премьер-министру Джулио Андреотти) Италия стала четвёртой промышленной державой в мире. Впереди шли только США, Япония и Германия, а позади Франция и Великобритания. Увы, сегодня Италия лишь восьмая. Многие считают, что в перспективе нелегко сохранить даже эту позицию. Прогнозируемый рост ВВП в ближайшие годы менее 1%.
Почему? Инфляция и высокие ставки блокируют экономику, в стране всё меньше кредитов и ликвидности, услуги падают, внутренний спрос снижается, экспорт сокращается. Да и вся еврозона стоит на месте, тогда как США и «развивающиеся страны» растут – об этом писала недавно главная финансово-экономическая газета Il Sole 24 ore, принадлежащая Всеобщей конфедерации итальянской промышленности. При этом повышение ставок Европейского центрального банка (ЕЦБ) продолжается, стоимость энергии растёт. Всё это влияет на потребление и инвестиции, а внешний спрос крайне низок.
Совершенно очевидно, что у Италии больше нет монетарного суверенитета и контроля над государственным долгом из-за потери своего центрального банка. Да, не удивляйтесь, Банк Италии подчиняется ЕЦБ, входит в евросистему, и, например, даже Закон о бюджете Итальянской Республики (как и другие финансовые законы) должен быть сначала одобрен Европейской комиссией. Поэтому Италия уже не в силах предоставлять государственную помощь своим предприятиям, вынуждена урезать функции социального государства с иллюзией сокращения государственных расходов.
Примечательно, что всё большее число граждан небезосновательно считает, что именно общая валюта евро – первооснова экономических трудностей. Итальянцы всё более недовольны тем, как управляется Европа и как она управляет отдельными странами. Люди уже слышать не могут слов «это то, что требует от нас Европа». Всё чаще слышен вопрос: «Выход Италии из еврозоны – это катастрофа или спасение?»
У премьера Джорджи Мелони отыскались две «версии» ответа. Это вытекает из её недавнего выступления в Сенате и архивного видео 2014 года (ведь Сеть всё помнит!).
23 ноября 2023 года Мелони оправдывалась: «Я не помню, чтобы когда-либо говорила, что хочу выйти из евро! Никогда не говорила о выходе из евро, а говорила лишь, что надо держать голову высоко, это мы и делаем». Так отвечала она экс-премьеру Маттео Ренци в ходе правительственного часа в Сенате после того, как Ренци назвал работу правительства Мелони неэффективной. При этом он обратил внимание на противоречивую позицию Мелони по еврозоне. Как раз накануне Джорджа встречалась с канцлером ФРГ Олафом Шольцем и заявила, что никогда не поддерживала выход из зоны евро. Это неправда. В видео, обнародованном её же партией «Братья Италии» на YouTube, представлено выступление Мелони 8 марта 2014 года в г. Фьюджи. Она решительно утверждала курс на побег от евро, обращаясь к «глухой Германии». Досталось и остальной Европе. Мелони прямо угрожала: «Убедите нас остаться, потому что евро нуждается в Италии гораздо больше, чем Италия нуждается в евро. И если по этой причине они говорят, что мы – популисты, нам наплевать. Лучше популисты, чем слуги!» Этот её крик раздался в самый разгар агиткампании на европейских выборах 2014 года. И партия «Братья Италии», дебютировавшая с Мелони в качестве председателя, выдвинула в своей программе предложение о выходе из евро, пересмотре Лиссабонского договора и Финансового договора. «Италия должна сказать Европе: мы хотим выйти из евро!»
Противоречивость в словах и делах Мелони (точнее сказать – лицемерие) на этом не заканчивается. Недавно журналисты напомнили ей о предвыборном видеоролике, где она заправляется на бензоколонке и возмущается, что из 50 евро за бензин 15 идут заправщику и 35 (НДС и акцизы) – государству. Мелони в гневе: «Стыдно, что 35 евро надо давать итальянскому государству, мы требуем постепенной отмены акцизов, стыдно, что налоги итальянского государства ставят под угрозу экономику Италии!» Теперь же о высоких ценах на бензин Мелони выражается иначе: «У нас нет волшебной палочки, чтобы творить чудеса. Cтоимость бензина зависит прежде всего от тех стран, которые владеют нефтью». Перевёртыш она и в оценке антироссийских санкций. В 2014 м, в оппозиции, Мелони была категорически против них: «Убытки итальянского агропродовольственного сектора оцениваются в 100 миллионов евро за 4 месяца, но операторы сектора дают оценку, которая вдвое выше!» Сегодня, чтобы не потерять кресло премьера, она горячо поддерживает и санкции, и военную помощь Украине, хотя всё это оборачивается серьёзными издержками для Италии.
Вот так сначала премьер Джорджа Мелони завоевала сердца многих итальянцев (даже тех, кто раньше голосовал за левых), а затем всего лишь год её правления разочаровал людей. Всё больше итальянцев убеждены: страна находится в упадке, поскольку окончательно утратила независимость и суверенитет. Италия теперь просто колония США с бессильным правящим классом.