Наше государство, как член Всемирной организации интеллектуальной собственности, обязано эту собственность, в том числе и «недружественную», защищать. Одновременно необходимо защищать и право своих граждан на доступ к искусству, промышленным образцам и прочим благам научно-технического прогресса. Но после введения санкций решение этих двух задач оказалось взаимоисключающим. Простой пример. Сломалась деталь в сложном агрегате зарубежного производства, а комплектующие к нам теперь не поставляют. Сделать эту деталь самим? Увы. Патента у нас нет.
Иностранцы из недружественных стран владеют патентами во многих, в том числе стратегических, областях, таких как связь, электроника, транспорт. Отражается эта ситуация и на культуре. Российские зрители из-за отсутствия у кинопрокатчиков лицензии лишаются возможности увидеть премьеры новых фильмов, то есть ограничивается их право свободно участвовать в культурной жизни общества и наслаждаться искусством.
Задача текущего момента в том, чтобы приспособить действующие нормы к новым условиям и обеспечить доступ к культуре и технологиям. При этом противодействие санкциям ни в коей мере не должно приводить к отмене института интеллектуальной собственности.
Действующее законодательство предусматривает возможность ограничения прав «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Возможность ограничения предусмотрена и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО, участником которого является Российская Федерация.
Одним из способов ограничения может быть легализация параллельного импорта. В настоящий момент ввоз даже оригинальных товаров без разрешения соответствующего правообладателя товарного знака или патентообладателя является нарушением прав последних. Вместе с тем в целях обеспечения российского рынка товарами в условиях действия экономических санкций в марте прошлого года был принят закон, наделивший правительство правом утверждать перечень товаров, в отношении которых не применяются положения, касающиеся национального принципа исчерпания прав. Но наиболее эффективной мерой по обеспечению предложения товаров на российском рынке стала бы отмена национального принципа исчерпания прав и введения международного принципа исчерпания, т.е. легализация ввоза товаров, произведённых самим правообладателем или с его согласия без необходимости отдельного согласия на ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Принудительная лицензия как способ ограничения прав на интеллектуальную собственность предоставляется по решению суда в том случае, если патент длительное время не используется патентообладателем (4 года или 3 года для полезной модели), что приводит к нехватке на рынке соответствующих товаров, работ или услуг.
Ещё один способ предусматривает выдачу Правительством РФ разрешения конкретному лицу на использование конкретного патента за определённую компенсацию в пользу патентообладателя. При этом, согласно недавно внесённым изменениям, размер компенсации в отношении патентообладателей из недружественных стран составляет 0%. Такое разрешение может быть выдано только в исключительном (экстраординарном) случае крайней необходимости обеспечения обороны и безопасности государства, охраны жизни и здоровья граждан.
Расширение оснований для выдачи разрешений (в частности, противодействие санкционной политике недружественных государств) могло бы способствовать обеспечению доступа к критически важным технологиям для импортозамещения и локализации производства на территории России.
Алексей Робинов,
кандидат юридических наук, патентный поверенный РФ, заместитель председателя Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ
_________________________________________________________________________________
В тему
Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия – За правду»:
– Западные идеологи уже неприкрыто ведут против России войну. И нам, разумеется, нужно этому противодействовать. Депутаты нашей фракции давно начали работу в этом направлении. Напомню, в августе прошлого года был внесён законопроект, предлагающий введение в РФ механизма получения принудительной лицензии авторских и смежных прав на ставшие недоступными в стране фильмы, программы, книги и другие объекты таких прав. Эта инициатива, как и ряд других, поможет защитить наше информационное пространство, а также поддержать нашу культуру.