Юбилею великого поэта было посвящено очередное заседание Никитского клуба – объединения интеллектуалов, предпринимателей и политиков.
Кто в нашей стране не знает автора всенародно любимого «Василия Тёркина» и мечтательно-крестьянской «Страны Муравии», пронзительного «Я убит подо Ржевом» и покаянного «Я знаю, никакой моей вины…». Казалось бы, творчество Твардовского и его общественная деятельность на посту главного редактора «Нового мира» исчерпывающе изучены и заслуженно высоко оценены. А вот и нет. Отнюдь не исчерпывающе. Как бывает с любым выдающимся творцом, с годами его масштаб и роль осознаются потомками всё полнее. «Большое видится на расстояньи».
Человек, который не захотел «расколоть душу надвое и отсечь от неё половину» (по мысли писателя Льва Аннинского), оставшись в литературе чуть ли не единственным равновелико и русским, и советским поэтом. «Поэтом народным, поэтом-эпиком, с длинной мыслью, с серьёзным, ответственным и трагическим взглядом на мир» (характеристика публициста Александра Привалова), что так не укладывается в сегодняшнее клиповое сознание и именно потому чрезвычайно необходимо и актуально.
Общественный деятель, который так много предвидел и предчувствовал (по оценке литературоведа Андрея Туркова), что если бы ему удалось осуществить всё, что он хотел, мы бы имели сейчас другую литературу и даже, возможно, иное общественное устройство. Твардовский не просто выполнял некую миссию, он «стал мессией – то есть тем, кто указывал путь» (слова писателя Олега Павлова). И этот путь – медленное, но открытое, поступательное, созидательное движение, в противовес борьбе, разрушению, подполью. Принять то, что ты изменить не в состоянии, но делать при этом всё, что в твоих силах, – это и есть «свобода в предлагаемых обстоятельствах» (философ Владимир Кантор), позиция Данте, которой следовал в своей жизни и Александр Твардовский.