В Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась вторая Всероссийская видеоконференция «Формирование Союзного государства Беларуси и России». В ней приняли участие Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Ирина Наркевич, заместитель начальника Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства, депутат Государственной Думы Анатолий Локоть.
Зрители студий, находившиеся в региональных филиалах Академии, могли в режиме реального времени пообщаться с участниками видеоконференции. Вопросы поступали также через интернет. В основном они касались правовых аспектов строительства Союзного государства, бюджета и социальной сферы.
Во вступительном докладе Павел Бородин отметил, что в процессе строительства Союзного государства наблюдаются некоторые трудности: пробуксовывает принятие Конституционного Акта и единого платёжного средства. Но тем не менее сделано тоже немало. Можно отметить эффективность работы совместных коллегий министерств и ведомств, на которых решается большинство животрепещущих вопросов. Установлены торговые связи Беларуси практически со всеми российскими регионами, с 80 подписаны соглашения и протоколы в торгово-экономической сфере, в области науки, образования и культуры. С 1995 года внутренний товарооборот Союзного государства увеличился в 7 раз, а его рост в 2008 году позволяет прогнозировать достижение уровня 35 млрд. долларов. Причём товарообмен не ограничивается сырьевыми ресурсами. Год от года в его структуре растёт доля товаров с высокой технологической обработкой. Способствует этому прежде всего локомотив интеграционного процесса – союзные программы. Они охватывают различные производственные отрасли: машиностроительный комплекс, высокие технологии и космос, оборонную промышленность, оборудование границы и таможенных пунктов, медицину и образование, дизельное автомобилестроение, сельхозмашиностроение, суперкомпьютеры и многое другое. Их реализация уже сейчас позволила занять России и Беларуси половину рынка автомобилестроения и треть рынка по выпуску телевизоров на постсоветском пространстве. Они дают новый импульс для развития экономики, пополняют бюджет, что особенно важно в условиях финансового кризиса.
Уже сейчас в союзных программах задействованы около 400 тысяч человек. В бюджете Союзного государства на 2009 год предусмотрено финансирование 42 программ, и ещё 6 программ находятся в стадии разработки. Благодаря союзным программам преодолено отставание Беларуси и России в сфере генной инженерии, суперкомпьютерных технологий. Такой эффект получен при относительно небольшом финансировании.
Проделана серьёзная работа в социальной сфере: предоставлены равные права на участие в хозяйственной деятельности, выбор места жительства, оказание и получение медицинской помощи, трудоустройство и оплату труда, получение образования. Бюджету придаётся всё большая социальная окраска: на данный момент из него финансируются 26 мероприятий социальной направленности. Бюджет – основной гарант всех союзных программ. Впервые союзный бюджет был сформирован в 2000 году, за это время он вырос почти в 2 раза и в 2009 году составит 4,8 млн российских рублей. Надо отметить, что в настоящее время бюджет Союзного государства в 12 раз превышает бюджет СНГ, в 18 раз бюджет ОДКБ и в 20 раз бюджет ЕврАзЭС.
Есть и перспективные разработки. Например, проект по созданию мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Юго-Восточную Азию. Эта транспортная сеть способна круто изменить жизнь четырём с лишним миллиардам людей, а также способствовать популяризации белорусско-российского интеграционного образования и его усилению на мировой арене. Этот проект рассчитан на 12–15 лет. В итоге его осуществления должно появиться порядка 47 тыс. км транспортных путей всех видов транспорта и 23 тыс. км оптоволоконных сетей. Стоимость программы оценивается в 3,8 трлн долларов. Однако эта программа сможет сократить сроки доставки грузов из Азии в Европу в 2–3 раза, а время их обработки в перевалочных пунктах – в 5–6 раз. В итоге, по оценкам экспертов, объём товаропотока возрастёт в 60–70 раз, а скорость обмена информацией – в 10–14 раз.
Интеграция России и Беларуси в мировое сообщество ставит перед ними новые задачи. Финансово-экономический кризис, планы по дальнейшему расширению НАТО за счёт Украины и Грузии, размещение элементов американской ПРО в Восточной Европе и, особенно, конфликт на Кавказе продемонстрировали несостоятельность международной системы глобальной безопасности. Но одновременно активизировался процесс интеграции, что дало дополнительный импульс созданию Союзного государства. Беларусь – щит Союзного государства с запада, а в условиях, когда на территории Прибалтики уже несут боевое дежурство силы НАТО, для принятия адекватных мер при возникновении угрозы с этого направления необходимо как можно быстрее укреплять рубежи. Вопрос особой актуальности – договор о совместной ПВО, находящийся в стадии подписания. Об этом говорил Анатолий Локоть.
На прозвучавший из питерской студии вопрос о формировании гражданского общества Ирина Наркевич ответила, что один из инструментов его создания – высокие технологии, способные сократить зависимость Союзного государства от заграничных высокотехнологических продуктов. Премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин недавно заявил, что существуют возможности для увеличения финансирования союзных программ даже в 20 раз, при условии, что они обеспечат качественный прорыв в сфере космоса, компьютерных систем, нанотехнологий.
Поводя итоги видеоконференции, Павел Бородин подчеркнул, что Союзное государство может стать экономической и политической моделью для интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Подготовила