Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Лонг-лист Короткого

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

В.М. Короткий. Операторы и режиссёры русского игрового кино 1897–1921: Биофильмографический справочник. – М.: НИИ киноискусства, 2009. – 432 с.

Как и подобает солидному справочному изданию, оно включает в себя по означенной теме вся и всех, от А до Я. Основной раздел, «Персоналия», открывается фамилией некоего Адамова М. (полное, равно как, вероятно, и подлинное его имя растворилось в вечности), заявившего о себе в 1915 году исполнением роли Моисея Гиршмана в фильме Койнарского «Еврей-доброволец», а затем поставившего драму «Лидочка, или Жизнь без просвета», которую современники относили к разряду «обыкновенной макулатуры», выпускавшейся «исключительно ради наживы» – и этим свой вклад в кинематограф, судя по всему, ограничившим. Завершается же максимально подробный список фигурой совладельца варшавского кинотеатра «Оаза» Якубом Ясинским, явившимся, по некоторым данным, инициатором, а возможно, и режиссёром комедии «Антоша первый раз в Варшаве» (1907).

Нельзя сказать, чтобы атлантида дореволюционного российского синема – а его впору уподобить затонувшему материку, ибо, как указывает автор, «примерно 85% игрового фонда рассматриваемого периода» безвозвратно утрачены – была у нас не исследована и не изучена. Имеется определённое количество научных трудов, издано немало мемуарных источников (см. завершающую книгу библиографию из 198 «пунктов»), есть и фундаментальные энциклопедические своды, в числе коих в первую очередь должны быть названы известные каждому киноведу замечательные «своды» Вен. Вишневского, составленные более полувека назад, но с тех пор нисколько не утерявшие своего значения. На каталоги фильмографических описаний Вишневского и опирается Виктор Короткий, только существенно меняя при этом «ракурс» взгляда: разворачивая его от картин к их создателям. Получилось уникальное, ценнейшее по объёму переработанной и упорядоченной информации (помимо вышеназванного списка литературы здесь была прочёсана вдоль и поперёк вся специальная периодика периода) собрание творческих биографий: от уместившихся, по причине крайней скудности сохранившейся информации, в три строки – до подробнейших 10–20-страничных. Такого удостоены трое главных творцов дореволюционного российского кино – Евгений Бауэр, Яков Протазанов, Владислав Старевич, чьи имена, по доказательному мнению автора, стоят особняком.

Надо заметить, что по ходу дела, а вернее сказать, даже до его начала – в комплексе своих вводно-предуведомительных текстов – Короткий делает целый ряд если не открытий, то весьма серьёзных наблюдений и умозаключений. Скажем, существенно расширяет, что видно из заглавия, временные границы этого самого «дореволюционного» периода. Определяет его в качестве периода «операторского» – почему представители этой профессии и предваряют на обложке режиссёров. А уж изобретённая им особая система «слэшей» – одинарных, двойных, тройных, – отражающая принципы сложной работы с цитируемыми материалами, есть, насколько мы можем судить, чистое ноу-хау.

Впрочем, главное в справочнике всё же биографии. Причудливый пантеон, когорта колоритнейших личностей, зачастую слывших чудаками или большими оригиналами, люди, отчего-то занявшиеся на исходе позапрошлого и в начале прошлого века неким новым, странным, куда как несовершенным полуискусством, полубалаганом… Короткий предпринимает благородную попытку разыскать и хотя бы назвать их всех – вне зависимости от степени таланта и масштабности вклада – поимённо. И в такой оценке коллективной деятельности первопроходцев «великого немого», в создании настоящего зала славы пионеров российского кинематографа, несомненно, заключена большая, важная для «истории вопроса» сермяжная правда.

А кроме всего прочего, эти биографии, с массой «вкусных» деталей и любопытных подробностей, весь этот подлинно «длинный список», составленный Виктором Коротким, читается с большим неослабевающим интересом.

Я отнюдь не являюсь поклонником нехитрого журналистского приёма словесного обыгрывания фамилий. Но поскольку в данном случае удержаться от пришедшей на ум игривости слога было довольно трудно, закончу констатацией: на справочнике «Операторы и режиссёры русского игрового кино» ваш рецензент порядочным образом «завис».

Александр А. ВИСЛОВ

 

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS