Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Лопаткина, милость божья

01 января 2007

СОБЫТИЕ

Рождение праздника из духа музыки

Отгремел, отзвенел, отпел и даже оттанцевал VII Московский Пасхальный фестиваль – праздник высокой музыки во всех её видах и проявлениях, акция, сумевшая за совсем короткий срок стать одной из наиболее значимых в ежегодном музыкальном календаре российской столицы, а впрочем, и куда более широкого ареала. Сегодня временной отрезок между Пасхой и Днём Победы для всякого истинного меломана, надо полагать, прочно ассоциируется с божественными во всех смыслах звуками, с обилием первоклассных концертов и выдающихся исполнительских имён, среди которых первым по праву должно быть названо имя Валерия Гергиева. 

Хотя особенно важно отметить, что «культурная инициатива», рождённая семь лет назад организационно-творческим тандемом худрука Мариинского театра и мэра Москвы и получившая благословение патриарха, с самого начала предполагала ориентацию не только на сообщество присяжных посетителей консерватории, но на гораздо более широкий социальный охват. И этой своей изначальной установке Московский Пасхальный с его многочисленными программами, в том числе хоровой и региональной, с неизменной «Звонильной неделей», со всевозрастающим числом благотворительных мероприятий продолжает усердно и неуклонно следовать. 

Отсюда – невозможность рассказать обо всём, что предложил на сей раз МПФ. Мы ограничились тремя сюжетами: естественно, «смыслообразующей» симфонической программой, гастрольным представлением последней Мариинской оперной премьеры – явившейся, возможно, главным фестивальным открытием, и балетным гала – наиболее ожидаемым московской публикой. Да, не всё вышло в итоге одинаково блестящим и безупречным. Но у живого организма по-иному и быть не может. А Московский Пасхальный – мало сказать что живой. Он в полном соответствии со своим «званием» – животворящий. 

Когда Ульяна появляется на сцене, понимаешь, что жизнь свою ты проживаешь, в общем-то, не зря. С действительностью как-то смиряешься, а все частные недостатки бытия растворяются в ней, божественной, гениальной, неповторимой. В балерине, которую замыслил Сам Господь, для того чтобы мы вспомнили, что созданный Им мир хорош, а порою и хорош весьма. 

В пасхальной радости православной вселенной нам, сумасшедшим-от-балета, выделен отдельный покой. В чертогах прекрасного уж второй год подряд Валерий Гергиев находит место танцу. Красавицы из Мариинки ангелами опускаются на Москву, и каждый встретившийся с ними хранит потом у сердца пёрышко из белоснежного крыла. До будущего года. 

Так было. И вопреки неутолённой жажде танца осталось и на этот раз. 

Прошлогодние Светлые праздники запомнились необычайной плотностью, насыщенностью, сбалансированностью балетной программы. Почти что на пределе восприятия московский зритель за пять дней увидел «Лебединое» и «Дон Кихота», различные работы Баланчина, кунштюки от Форсайта. Одеттой и Одиллией блистала Лопаткина, в Форсайте удивляла Кондаурова, вспыхнувшая ярко-рыжим и осветившая столицу новая звезда тогдашнего сезона Benois de la danse. 

Что ж, на этот раз всё было поскромнее: два вечера гала-концертов, в значительнейшей мере повторивших номера друг друга. Известные Москве не менее, чем Питеру, Олеся Новикова и Евгений Иванченко, Екатерина Осмолкина и Михаил Лобухин, Елизавета Чепрасова и Александр Сергеев, Надежда Гончар и Игорь Колб не заставляли усомниться в том, что традиции Агриппины Вагановой не подвергаются ревизии в угоду быстротечной моде, которая, увы, и на балет порой зловеще опускает длань. Каждый был в меру сил хорош, но вместе всё не складывалось. Прожекторы, направленные в зал по прихоти телеработников, раздражали. Однако полная трансляция концерта на ТВ виделась мерой необходимой. 

Адажио и па-де-де из разных мест сменялись даже и сомнительными с точки зрения вкуса танцами («Лебедь» Сен-Санса в хореографической версии Раду Поклитару), но в целом видимое соответствовало среднеоптимистическим ожиданиям и не стоило бы тех виртуальных чернил, что проливаются сейчас на монитор РС, когда бы не Ульяна. 

Действительно, мы знаем, что представляют собой почти все из тех, кого я перечислил, а Олесю Новикову даже очень хорошо: видели в больших ролях (Ундина, Китри), в чудесной миниатюре современной танцевальности «В направлении лебедя». Достойные в высшей степени люди, но! 

Хотелось не мозаики, а живописного полотна часа на четыре ежевечерне. К тому же: все ждали Лопаткину. 

В середине первого вечера Ульяна появилась в «Бриллиантах» Джорджа Баланчина. Вместе с Иваном Козловым она предваряла перерыв гала-программы. Язык бессилен. Такое описывают лишь в терминах апофатического славословия. Совершенство выразимо ангелическими синтаксисами, мы ж гугнивы. 

Ульяна танцевала, и неказистость наших душ вдруг прорастала нежными побегами святой любви. Не снисходя до человеческих слабостей, величайшая из балерин требовала полного слияния с ней. И мы, послушные, гармонизировали «внутренняя наша» с запредельной красотой созерцаемого. 

И рады были повторить сей экстатический процесс ещё, ещё и ещё раз. 

Валерий АНТОНОВ

Обсудить в группе Telegram

Валерий Антонов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS