Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Лоск для писателей

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРНОМУ ИНСТИТУТУ – 75!

Евдокия ЛосьНа Высшие литературные курсы я поступил в 1983 году. Это было время «расцвета застоя». Писателям за книги платили приличные гонорары. Им давали квартиры с дополнительными двадцатью метрами, без которых, как справедливо считала власть, не так хорошо создавались шедевры. Летом мы ездили в Дома творчества. Я до сих пор вспоминаю их: Коктебель, Пицунду, Ялту, Дубулты, наконец.

А Высшие литературные курсы нужны были писателям для приобретения лоска. Если тебе, предположим, по каким-либо причинам его не хватало, ты брал направление в своей писательской организации и отправлялся в Москву. Комната в общежитии на Добролюбова, двести пятьдесят рублей стипендии, Тверской бульвар – при помощи этих составляющих навести лоск можно было на кого угодно!

Из белорусских писателей до меня на литературных курсах учились Алексей Пысин, Пётр Приходько, Алексей Карпюк, Вячеслав Адамчик, Анатолий Гречаников, но главное – мой кумир Владимир Короткевич. Причём автор «Дикой охоты короля Стаха» и «Чёрного замка Ольшанского» кроме литературных курсов окончил и сценарные. Стало быть, на его облике играли отблески лоска, нанесённого двойным слоем. Для меня это имело большое значение.

Владимир Короткевич (слева) с однокурсниками по ВЛК– Хороший писатель, – сказал Георгий Афанасьевич Ладонщиков, мой тесть, когда я заговорил о Короткевиче.
– Кто? – не понял я.
– Володя Короткевич.
Георгий Афанасьевич был, конечно, известный детский поэт, но при чём здесь Короткевич? Тем более, как раз накануне нашего разговора один из авторов «Литературной газеты» назвал Короткевича знаменитым польским писателем. В Белоруссии это было воспринято как оскорбление.
– Мы вместе на ВЛК учились, – сказал Георгий Афанасьевич,– и я у них был старостой. Они ведь все молодые, а я всё-таки войну прошёл. Жалко, у них с Дусей ничего не получилось.
– Какой Дусей? – окончательно запутался я.
– Их было двое из Белоруссии – Владимир Короткевич и Евдокия Лось. На редкость красивая пара. Рослые, статные, талантливые. Но жили как кошка с собакой. Короткевичу тогда другая нравилась.
– Кто?
– Преподавательница искус­ство­­­веде­ния.
Это было похоже на Короткевича. Если уж выбирать, то искусствоведа.
– Красивая? – допытывался я.
– Все они тогда были красивые. А за Дусей весь курс ухлёстывал.
Георгий Афанасьевич показал мне последнее письмо Короткевича.
«Дорогой Георгий! – писал он. – Спасибо тебе за «Зимние картинки». Очень милые, добрые, хорошие стихи. Завидую тем, кто умеет стихи для детей писать. Я умею только сказки в прозе. Рад, что тебе книга понравилась. Извини меня за то, что пишу мало, что не расспрашиваю об общих знакомых, о которых ты знаешь, конечно, больше, и о твоих делах. Сейчас силы нет. И хочу уехать на несколько месяцев. Умерла у меня жена, друг мой настоящий и хороший. Прости меня. Твой навсегда В. Короткевич».
И дата – 2 мая 1983 года.
– Часто писал? – спросил я Георгия Афанасьевича после паузы.
– Часто писала Дуся. Она меня «таткой» называла. Хочешь, посмотри эти открытки.
Я прочитал письмо Короткевича на двух открытках с видами Вильнюса и Каунаса.

«Староста наш дорогой! Не надеялся получить от тебя весточку. Значит, всё-таки вспоминаешь иногда и курсы, и всю нашу компанию (лучшей, по общему мнению, не бывало, хотя ты и старался держать нас в ежовых рукавицах), и меня тоже иногда вспоминаешь. А я тебя вспоминаю часто, слежу за успехами твоими и всех, радуюсь им и горюю нашими горестями. Что ни говори, а мы стали за те два года как бы единым существом все вместе, и затронь кого-то – болит всем. Спасибо тебе за АБВ, за то, что помнишь. Я в Москве очень давно уже не бывал, но если ты будешь в Минске – кров и дом у тебя есть. Телефон мой 22-22-38. Приезжай, не обижай. У Арташеса Погосяна здесь дочка замужем, он бывает у неё, и недавно она сделала его дедом. Обнимаю тебя и целую, желаю успехов. Твой
В. Короткевич. 14 июля 82 г.».
– А кто ещё с вами учился? – спросил я.
– Анатолий Знаменский, Юрий Гончаров, Камиль Султанов, Адам Шогенцуков… В те годы курсы были популярны.
– Сейчас Короткевич самый, пожалуй, известный белорусский писатель, – сказал я. – Особенно его в Европе любят.
– На курсах его тоже любили, – кивнул Георгий Афанасьевич. – Мне только Дусю жалко, рано ушла из жизни.
Евдокия Лось умерла в 1977, Владимир Короткевич – в 1984 году, ровно через год после нашего разговора…
Со мной на курсах учились литераторы из разных уголков Союза. Были даже два монгола. Кто-то приехал в Москву пробивать в издательстве книгу. У кого-то в семейной жизни случилось межвременье. У некоторых в институт поступили сын или дочка. Одним словом, причины учиться на курсах были у всех, даже у меня. Я женился на москвичке, и познакомиться со столичной жизнью удобнее всего было на ВЛК.

Постигали мы эту жизнь чаще всего в Доме литераторов. Там были два буфета, бар и ресторан в Дубовом зале. Стипендии вполне хватало, чтобы посещать эти заведения если не ежедневно, то через день. Чего я только там не видал! Одни пытались сплясать на столе. Другие спали мордой в салат. Известный критик дрался с не менее известным прозаиком. Юрий Кузнецов выпивал стакан водки. «Чисто символически», – говорил он при этом. Александр Бобров пел под гитару свои стихи.

Поэта Анатолия Передреева выводили из Дубового зала под руки два милиционера. У стойки Пёстрого зала он резко остановился.
– Я сам!– сказал поэт.
Милиционеры его отпустили. Передреев зыркнул по сторонам, ухватился за нижний поднос, на котором в три яруса стояли чистые стаканы, и дёрнул на себя. Грохот бьющегося стекла ни в чём не уступал разрыву снаряда.
Передрееву за хулиганский поступок на месяц было запрещено появляться в Доме литераторов.

Слушатели ВЛК были не такими знаменитыми, как Передреев, поэтому и вели они себя намного скромнее. Да и учиться надо было. Семинар поэзии у нас вели Межиров и Лесневский. Драматургию – Розов и Вишневская. Прозу сначала Шуртаков, потом его сменил Эрнст Сафонов, которому помогал профессор Максимов, главный редактор журнала «Русский язык в школе». Проректором по ВЛК в это же время стал Валентин Сорокин, пришедший вместо Николая Горбачёва.

А ректором у нас был сам Пименов.
Особенно я был признателен лингвисту Максимову. С его помощью мне стало понятно, что перевод с белорусского на русский язык далеко не простое дело. Но даже его усилий зачастую не хватало. В мае 85-го в «Юности» вышел мой рассказ «Ошибка», и когда я увидел правленный сотрудницей отдела прозы Татьяной Бобрыниной текст, то лишь почесал затылок. Там было что править.

Я частенько вспоминаю ребят, которые учились со мной на ВЛК. Вася Травкин, Миша Базанков, Коля Руссу, Саша Лисняк, Таня Брыксина, Володя Дагуров, Виктор Слипенчук, Алла Тютюнник, Олег Хлебников, Юра Кобрин, Миша Андреев, Надя Перминова, Улугбек Есдаулетов, Йонас Калинаускас… Иных уже и нет с нами. Но об этом, видимо, я напишу в другой раз.

Что же касается лоска, столь необходимого каждому пишущему, то, определённо, его лучше всего наводили на Тверском бульваре, 25. Там всегда были умельцы по этой части. Есть они, конечно, и сейчас.
Нам же остаётся лишь позавидовать тем, кто учится и будет учиться в Лите. У них всё впереди.

Алесь КОЖЕДУБ

Обсудить в группе Telegram

Алесь Кожедуб

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS