Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ловушка

01 января 2007

СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА СО ЛЬВОМ ПИРОГОВЫМ

Ирина Косых родилась и выросла в Тамбовской области. Окончила факультет иностранных языков МГУ им. Ломоносова, переехала в Москву. Сменила множество «городских профессий» – переводчицы, преподавателя, официантки, менеджера в сфере торговли и услуг. В 2007 году поступила в семинар прозы Андрея Воронцова на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького; успешно защитила дипломную работу.

Вот что рассказывает о молодой писательнице её педагог – прозаик и публицист Андрей Воронцов:
«В лучших своих рассказах Ирина Косых – писатель искренний, тонкий, психологичный, владеющий литературным подтекстом. Ей удаётся сохранить на протяжении всего рассказа выбранную вначале интонацию, что получается далеко не у всех начинающих писателей. Её произведения скорее лиричны, нежели аналитичны, но при этом авторский взгляд на мир довольно жёсток. В некоторых рассказах она тяготеет к изображению «свинцовых мерзостей жизни», но нельзя сказать, чтобы автор в этом преуспела. Её герои живут в злом мире, но сами они люди не злые. Яркое свидетельство тому – рассказ «Сожители», печальный, трогательный и человечный».

Дальше я бы очень попросил не читать (если вы вообще собирались это читать) прежде рассказа. А то весь смысл пропадёт.

Рассказ «Сожители» – это ловушка.

Неожиданная и остроумно выполненная, если к рассказу о человеческой трагедии подходит слово «остроумно».

Пожалуй, это и есть главное его художественное достоинство. На «выразительные средства» рассказ скуп, а сегодня, когда нормальным людям литература (то есть книги) не по карману (да и не по жизни – другое болит), когда литература стала достоянием капризных, изнеженных гурманов-«специалистов», – появляться в обществе без «выразительных средств» стало неприлично. Коли не почесал левой пяткой правое ухо, то и выйди вон из дверей.

А ловушка, приготовленная в рассказе читателю, заставила меня задуматься над поговоркой «позор тому, кто плохо об этом подумает».

То есть – почему я в неё так легко попался?

Из-за названия?

И только?

Разве есть в тексте рассказа ещё хоть один намёк на то, что молодые люди Рита и Митя – любовники? Напротив. Это никак не следует из описания их отношений, их быта. Однако почему-то пребываешь в этой преступной по отношению к героине уверенности до последних строчек рассказа.

Успокойте меня, скажите, что с вами было не так.

А если я не один такой – то, может быть, уместно будет вспомнить о следующем. Плоха та литература, которая насильно впихивает какую-нибудь мысль читателю в голову, стремится к нему «приплюсовать» какое-то своё содержание. И наоборот, хороша та литература, которая извлекает это содержание из читателя.

Заставляет «поковыряться в себе».

Ну вот, например: думал, что Рита плохая, а она хорошая.

Следующий шаг: думал, что я хороший – а оказалось?..

И потом, если Рита «плохая», то почему же я, «хороший», соглашался заодно с нею плохо думать об оказавшемся до конца преданным ей Олеге и о Митиной девушке?

В то, что всё плохо, – верю, а в то, что «все люди хорошие», – нет?

И кто, интересно, этому меня научил?

(Может, книжки читал не те?)

И как, интересно, с этим бороться?

(Может, попробовать почитать другие?)

Потому как литература – ещё ладно, но это ведь (не верить людям и не любить людей) мешает прежде всего в жизни…

Такие мысли.

Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS