Тенденция радовать иностранцев пренебрежением к собственной стране, появившаяся у нас в начале 90-х, похоже, неистребима. В конце прошлого года в российском посольстве в Вашингтоне прошёл вечер, посвящённый 50-летию запуска первого спутника. Большинство американцев пришли на него, чтобы увидеть и послушать двух приехавших в США русских космонавтов. Но, увы, космонавты из отеля так и не выбрались... Вместо них выступали всякие «околокосмические» люди, в том числе специализирующийся на космической тематике российский журналист, представлявший, по его словам, газету «Известия», поразивший, по-моему, и русских, и американцев.
Первые мощные ракеты, начал он, сделали под руководством фон Брауна немцы, использовавшие в качестве горючего спирт. Дайте нам цистерну спирта, говорили советские военные, и мы без ракет завоюем любую страну.
Шутка, уместная в казарме, на кухне, среди своих. Американцы подобных шуток не понимают и воспринимают их буквально. Знаю это, потому что живу в США уже давно, да и журналист, подозреваю, это тоже хорошо знал.
Многие наши генералы и маршалы, продолжил свои откровения корреспондент влиятельной московской газеты, выступали против развития ракетного оружия.
Позвольте не согласиться. Военной оппозиции развитию ракетной техники в СССР не было.
Запуск первого спутника и космическая программа в СССР были побочным продуктом оборонного ракетостроения, утверждал он.
Этот факт, как и многие другие, приведённые корреспондентом, верен лишь отчасти. Я тридцать лет проработал в советской космической программе, из них двадцать – в Институте космических исследований, участвовал в целом ряде совещаний, которые вели Королёв и Келдыш. Так вот, Королёв, да и правительство СССР рассматривали освоение космоса как важную самостоятельную задачу.
Советские космонавты, продолжил удивлять собравшихся российский журналист, многому научились от американских коллег во время программы «Аполлон»–«Союз». Леонов, например, увидев большое количество афроамериканцев среди астронавтов, изменил своё отношение к антисемитизму.
Леонов, выходит, был антисемитом, а после прозрел? Национальный состав советских космонавтов был значительно более разнообразен, чем в Америке. Учиться здесь у США было нечему.
Много позже американский астронавт Стаффорд, закончил выступающий, усыновил двух русских мальчиков, и Леонов ему в этом помог.
Что ж, замечательно. Однако в целом речь была построена так, чтобы поддержать западную пропагандистскую идею о том, что Россия и русские тупы, агрессивны, ненавидят малые народы и представляют опасность для всего мира. И я не думаю, что попытка позабавить американцев, сказав им нечто скабрёзно-совковое, явилась результатом недомыслия. Это был продуманный шаг зрелого журналиста – унизить своих, чтобы понравиться чужим.
Стоит ли удивляться тому, что нас, как бы это помягче сказать, не очень любят?
, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, ВАШИНГТОН