Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 октября 2024 г.
  4. № 42 (6956) (23.10.2024)
Культура

«Луч, сверкающий в просторах»

26 октября 2024

В юбилейный пушкинский год журнал «Русское искусство» не мог остаться равнодушным к поистине неисчерпаемой теме – писатели об изобразительном искусстве.

Умение выявить неожиданное в, казалось бы, очевидном – одна из отличительных черт творческого почерка журнала «Русское искусство». Его новый выпуск, осенённый именем Пушкина, безусловно, в этом ряду.

Открывается журнал обстоятельным и очень душевным разговором с людьми, посвятившими Пушкину всю жизнь. Вместе с Сергеем Некрасовым, президентом Всероссийского музея в Петербурге, Евгением Богатырёвым, возглавляющим «московский дом» поэта, и Георгием Василевичем, попечению которого вверено Михайловское, мы искали силовые линии, соединяющие пушкинскую вселенную с нашим громокипящим настоящим. Своеобразным продолжением этого разговора стал рассказ народного художника РФ Дмитрия Белюкина о работе над картиной «Венчание Пушкина», которая пополнила экспозицию мемориальной квартиры поэта на Арбате, недавно открывшейся после масштабной реставрации. Замечательные стихотворения Пушкина «Мадонна», «Полководец», «Художнику» и другие стали увертюрой к основной теме номера.

Идея посвятить выпуск размышлениям русских писателей об изобразительном искусстве возникла у главного редактора журнала Елены Владимировны Бехтиевой ещё два года назад, во время работы над его «зеркальным двойником» – тематическим номером «Литературное наследие художников» (1/2022), где высказывались мастера резца и кисти. Поклонникам «Русского искусства» стоило запастись терпением, чтобы узнать о творениях и судьбах художников не от собратьев по цеху, не от искусствоведов или музейщиков, как это происходит обычно. Своими мыслями, симпатиями и антипатиями, вкусами и предпочтениями, порой весьма отличающимися от канонических, на этот раз делятся мастера слова, что, в сущности, и роднит с ними, великими, нас – простых смертных.

Николай Гоголь возносит хвалы трём «царицам» – скульптуре, живописи и музыке, – без которых мир «был бы пустыня и без пения катился бы по своему пути». Иван Тургенев делится впечатлением, произведённым на него скульптурой Ивана Грозного работы Марка Антокольского. И спустя полтора столетия любой из нас согласится с писателем: «Невозможно представить Грозного иначе, чем каким его подстерегла творческая фантазия скульптора».

Фёдор Достоевский, анализируя произведения, отбираемые на выставку русского искусства в Вене, сомневается в способности немецкого зрителя проникнуться их содержанием. Всеволод Гаршин размышляет над тем, почему Василий Поленов в «Христе и грешнице» главным действующим лицом сделал не несчастную жертву и даже не Иисуса, а разъярённую толпу, движимую не благочестием, а животными инстинктами. Рядом со знаменитой работой Льва Толстого «Что такое искусство?» помещена его страстная переписка с Павлом Третьяковым относительно картины Николая Ге «Что есть истина?». Не менее эмоционален Максим Горький в своих суждениях о врубелевском панно «Принцесса Грёза».

Живой и яркой получилась портретная галерея. Александр Герцен скорбит о смерти Александра Иванова – «о той непочатой, цельной натуре русской… за которую мы так страстно любим Россию, так горячо надеемся на её будущность». Валерий Брюсов вспоминает Валентина Серова, «величайшего русского художника наших дней». Владимир Гиляровский рассказывает о своих встречах с Алексеем Саврасовым, одной из самых трагических фигур отечественной живописи. Александр Куприн набрасывает беглый очерк о становлении Филиппа Малявина. Валентин Пикуль пишет восторженную оду Уленьке фон Клодт, верной спутнице скульптора-анималиста. Евграф Кончин обосновывает своё видение творческой и личной биографии Павла Корина.

В литературной гостиной журнала возникает дивный вернисаж – Антон Чехов с «Произведением искусства» и «Открытием», Александр Грин с «Акварелью», Даниил Гранин с «Картиной». Переворачивая последнюю страницу журнала, ловишь себя на желании начать читать сначала. И на память приходят редкие мгновения, когда заря – только нарождающаяся или уже гаснущая – вдруг пронзает бесконечность небес сияющими своими стрелами, и в каждой видится нить, связывающая тебя, такого обычного и маленького, с необъятным Мирозданием.


Тэги: Журнальный вариант
Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Творить собственные миры

    18.04.2025
  • «Неве» - 70, но она молода душой!

    16.04.2025
  • Космическое время года

    27.03.2025
  • В начале «квадратного года»

    14.02.2025
  • Долгий извилистый путь в дивный чертог Поднебесной

    31.01.2025
  • Мистика возвращения

    22 голосов
  • Первая пятилетка

    12 голосов
  • Листая славные страницы

    11 голосов
  • Преодоление обнуления

    9 голосов
  • Проникая в глубину бытия

    9 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS