Тайна курляндского пирога. – М.: Северный паломник, 2008. – 376 с.: ил.
В забавном современном мультфильме «Рататуй» есть замечательный герой – дегустатор, который ходит по ресторанам, пробует разные блюда и пишет о них критические заметки в газету. В начале сказки он чрезвычайно худой, зелёный и очень вредный. И только после того, как отведал рататуй, приготовленный крысой-поваром, заулыбался, порозовел, вспомнил детство, мамину стряпню и с тех пор всегда стал обедать только в этом ресторане.
Вероятно, подобное преображение ожидает всех читателей замечательной книги Елены Мушкиной «Тайна курляндского пирога». В последнее время мы часто ухватываем на бегу разрекламированные быстро приготавливаемые продукты – суп из кубика, замороженные котлеты, сок из порошка с массой консервантов. Кто побогаче – питается в ресторанах, завлекающих посетителей не традиционной российской едой, а экзотическими изысками. Времени на приготовление домашней еды ни у кого нет. Поэтому гастрит для современного человека уже даже и не болезнь, а вполне нормальное состояние.
Правда, вместе с традициями домашнего приготовления пищи и семейных трапез из нашей жизни постепенно уходит то важное, что помимо духовных уз издавна объединяло семьи и роды человеческие, – общность быта, уютные вещи домашнего обихода, большая часть которых хранится, как правило, на кухне. Маленькая кофейная турка, которая досталась в наследство от бабушки, хрустальные рюмочки, неизбежное украшение каждого семейного праздника, купленные 50–60 лет назад. И пирог на день рождения по прабабушкиному рецепту, который, конечно же, не получается таким вкусным, как раньше, потому что руки у прабабушки были особенные, да и продукты сейчас уже не те.
Но как же быть, если такого рецепта нет? А нынешние поп-звёзды, издающие книги кулинарных рецептов, часто впадают в такие крайности, что предлагаемое угощение или получается слишком дорогим для семейного бюджета, или настолько экзотично, что страшно даже пробовать, не говоря уж о том, чтобы есть.
Елена Мушкина проделала уникальную и необходимую для нашего сегодняшнего общества работу. Она рассказала о первых поварских курсах, созданных в конце XIX века в Санкт-Петербурге и в Москве.
«Подготовка знающих хозяек и умелых кухарок, которые должны быть способны не только приготовлять кушанья здорово, вкусно и изящно, но ещё знать и те приёмы ведения хозяйства, при которых ничто не должно пропадать даром» и «… ввести знание в тёмное царство кухни» – такова была цель создания поварских курсов, вполне уместная для реализации и сейчас. Рассказ о том, кто учился в Первой практической школе поваренного искусства, как проходили занятия и экзамены, дополнен множеством рецептов, восстановленных по лекциям, записанным бабушкой автора – Зинаидой Ивановной Мушкиной. Особенность каждого рецепта – в объяснениях и примечаниях, не публикуемых в обычных поварских книгах. Но ведь именно в них содержится суть кулинарии – почему блюдо готовится именно в такой посуде, продукты смешиваются так, а не иначе, и почему, задумывая обед, нельзя первое и второе блюдо готовить из одинаковых продуктов.
Вся же вторая часть книги посвящена истории московского дореволюционного быта, который немыслим без праздничных застолий на Рождество, Масленицу, Пасху, без хлеба из Филипповской булочной, хереса от Леве, шоколада от Эйнема и молока от Чичкина… Всё рассказанное в книге так или иначе касается рода, которому принадлежит Елена Мушкина. Поэтому отдельная глава – о семье автора, благодаря которой состоялось это удивительное издание. Его единственный недостаток – слишком маленький тираж: всего 1000 экземпляров. Если бы такая книга могла стать принадлежностью каждого дома, думаю, зелёных тощих дегустаторов с гастритом среди нас значительно поубавилось.