На минувшей неделе у нас гостила делегация Американского совета молодых политических лидеров (ACYPL). Они представляли обе ведущие партии – Республиканскую и Демократическую, а также разные штаты страны.
Прошли встречи в МИДе, Госдуме, правительстве, даже в Центризбиркоме. Побывали и в одном из национальных регионов – столице Чувашии. Совсем недавно другая американская делегация, куда также входили посланцы разных штатов, была в Крыму и затем высказалась по Крымскому референдуму 2014 года о воссоединении с Россией: он – законный, отражает интересы граждан. Конечно, в Вашингтоне этого не примут. Но на человеческом уровне – примечательно. Трудно поверить, но, может, что-то начнёт сдвигаться к лучшему в наших отношениях?
Я побывал на встрече, которая состоялась у молодых американцев в Общественной палате РФ. Её председатель Валерий Фадеев сделал особый акцент на значимости народной дипломатии, молодёжного обмена. Сказал: президент Владимир Путин просил нас налаживать общественные связи – независимо от политической погоды.
У гостей были вопросы, Фадеев отвечал. Рассказал, что сейчас в каждом министерстве РФ есть общественные советы, которые формируются при участии ОП. Без их одобрения не принимается ни одно значимое решение. Рассказал и о противодействии бюрократии, формализму. Поделился личным недовольством о состоянии отношений между нашими странами. По его мнению, отвлекаясь на межпартийную борьбу и скандалы внутри страны, американская элита, видимо, не очень представляет, что делать, если Россия вновь станет сильной. Глава ОП убеждён: надо всё-таки совместно искать решения, но уверен – в ближайшее время это не получится. Уж очень велика инерция. Тем важнее, заметил Фадеев, обращаясь к гостям, такие поездки, как ваша…
По реакции американцев я заметил: мысли, высказанные председателем ОП, им понятны, а его открытость – приятна.
Делегация опаздывала на новую встречу, но всё-таки член Демократической партии США Лорен МакЛин (Lauren Mclean) согласилась на блиц-интервью для «ЛГ». Я спросил:
– Во время Гражданской войны между Севером и Югом в порты Нью-Йорка и Сан-Франциско в 1863 году вошли две русские эскадры. Так Россия ответила на просьбу северян помочь в борьбе с рабовладельческим югом. Наши военные моряки оставались в США до следующего лета. Помнят ли об этом у вас?
– Очень много деталей, очень много стран (в связи с этим см. наш справочный материал. – Ред.), которые оказывали помощь Соединённым Штатам во время Гражданской войны, и очень трудно всех помнить. К тому же в нашей стране правительство не диктует нам, как изучать историю. Каждый штат изучает свою историю, историю страны в своём собственном стиле, и как им интересно. В нашей школе дети, когда им исполняется 10 лет, изучают историю Гражданской войны и то, как штат, где они живут, в ней участвовал. Узнают историю личностей, событий.
– Иными словами, в общем плане – как всё происходило и кто был на чьей стороне, какие были последствия – этого понимания может и не сложиться?
– Нет, такое понимание есть. Кто был за, кто был против – это изучается.
– Коснусь другого периода – Второй мировой войны. Есть ли понимание в обществе, у молодёжи, что мы – СССР и США – воевали против Гитлера, против фашизма вместе?
– Конечно, есть.
– Почему бы не опираться при развитии наших испорченных отношений на лучшие стороны общей истории, а не на выдуманные истории вроде «дела Скрипалей» или «вмешательства» России – на самом высоком уровне! – в американские выборы?
– История постоянно меняется, она не заморожена во времени.
– Как может меняться история? Что-то было, чего-то не было, что-то правда, а что-то фальсификация. Меняться может реальность, действительность текущего времени, её сиюминутные трактовки, пока всё не станет объективной и подтверждённой фактами и документами историей.
– Нельзя смотреть только на одну сторону истории. Да, мы вместе воевали с фашизмом. Но потом с вашей стороны были Венгрия, Чехословакия, ещё что-то. Мы смотрим на всю историю, а не на один её кейс.
– С последним можно согласиться. Но почему-то делаются акценты на тех исторических кейсах, которые кому-то выгодно использовать в данное время.
– Естественно, есть потребности сегодняшнего дня. Очень важно знать историю, но также нужно смотреть на то, что сегодня происходит, потому что история – это не один фрагмент, выдернутый из всего исторического потока, а большая многообразная история... Спасибо за ваши вопросы. Нам уже выезжать!..
Да, эти молодые симпатичные американцы и американки – представители двух противостоящих партий США – проявили и определённую смелость, решив поехать в Россию, и человеческую открытость, и готовность к диалогу, а значит, стремление своими глазами увидеть то, что издалека может казаться таким, каким на самом деле не является. Смогли ли увидеть?
На следующий год намечена поездка в США наших молодых политических лидеров. Может, постепенно проглянет солнце.
Владимир Сухомлинов
Как это было
Во время Гражданской войны в США долго опасались интервенции со стороны европейских держав. Лондон и Париж пытались образовать коалицию и пригласили Россию к участию в ней, однако Петербург отказал. Россия определила свою позицию изначально, поддержав легитимное правительство Авраама Линкольна. Александр II, отменивший в России крепостное право, симпатизировал действиям США. Кроме того, Россия, потерпевшая поражение в Крымской войне, для выхода из политической изоляции и усиления внешнеполитических позиций нуждалась в новых союзниках. В 1862 году министр иностранных дел России Александр Горчаков направил письмо послу США Бейярду Тейлору, где говорилось: «Только Россия стояла на вашей стороне с самого начала и продолжит делать это. Превыше всего мы желаем сохранения Американского Союза как неразделённой нации. России делались предложения по присоединению к планам вмешательства. Россия отклонит любые предложения такого рода. Вы можете рассчитывать на нас».
В 1863 году Россия отправила в поддержку США две морские военные эскадры – об этой истории см. публикацию на стр. 5.