Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июня 2020 г.
  4. № 23 (6740) (10.06.2020)
Литература Библиосфера Мнение

Лучше меньше, да лучше

10 июня 2020

Недавно исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Исторически персонаж сей весьма неоднозначен. Единственное, не вызывающее сомнений, – то, что дедушка Ленин вошёл в массовое сознание как автор мемов «С чего начать», «Шаг вперёд, два шага назад» и «Лучше меньше, да лучше».


Последний мем мне упорно хочется отнести к сегодняшней издательской деятельности в России. Послушайте! Принятый современными издательствами объём романа – около 16 авторских листов, говорят сведущие люди. При стандарте авторского листа в 40 тысяч знаков эта цифра означает 500 тысяч знаков исходного текста без пробелов. В какой формат печатной продукции превратится этот поток слов на выходе, зависит от многих факторов: как сверстают, сколько «воздуха» дадут между строками и буквами и сколько в книге диалогов (чем больше разговоров, тем пухлее объём). Но усреднённо это где-то 400 печатных страниц. Типовая книга современной приключенческой или фантастической серии – или роман Ольги Кузминой-Погодиной «Уран».

Сегодняшние требования к подаваемому в издательство роману – вершина эволюции. Ещё недавно, лет пять назад, он должен был быть не менее 10 авторских листов. Года три назад – не менее 12. Сегодня – 16. Скоро, возможно, в геометрической прогрессии будут требовать 32. Ну как тут не вспомнить заветы Ильича?..

Если обратиться к такой уже «седой древности», как середина ХХ века, то нормой для томика «форматной» прозы, например набиравшей популярность фантастики, был объём в 5–8 авторских листов. Удивительно, но на таком скудном, по сегодняшним меркам, пространстве текста авторы могли уместить целые миры и сокровищницу мудрости и эстетики. Не припомню у любимых братьев Стругацких раздутых романов. В советской литературе «кирпичами» являлись революционные эпопеи типа «Строговых» или солидные исторические труды а-ля «Каменный пояс» в пяти томах. Многие ли их читали с упоением?.. А если обратиться к золотому веку русской классики, то curriculum vitae[1] Евгения Базарова, вписанное в панораму русского провинциального общества, не превосходит по объёму девяти нынешних авторских листов. И что, стали «Отцы и дети» от «ограниченности» менее состоятельными?..

Издательства имеют свои резоны в предъявлении требований. Один из них, полагаю, ненавязчивое «отсечение» на стадии знакомства с текстом любителей от профессионалов. Первые не умеют умещать излияния души в нужные рамки, вторые с лёгкостью изобретут второстепенные сюжетные ходы, чтобы угодить в эталон. Меня впечатлил эпизод в одном из детективов Александры Марининой, где десяток страниц был посвящён телефонному разговору писательницы Томилиной с мужем, сыщиком Стасовым, как её заставляют «догонять» размер книги до нужного. Это было очень наглядно!..

Да, но не формируется ли таким образом стереотип, связующий качество текста с определённым объёмом, – роман лишь тогда хорош, когда увесист? И если формируется, так ли он безобиден? Не получит ли наш литпроцесс «на выходе» книг строго размеренного объёма полное забвение чеховской заповеди «Краткость – сестра таланта»? Советское журналистское дополнение «и тёща гонорара» ни при чём: вознаграждение авторов книг, насколько знаю, от объёма не зависит. В отличие от факта публикации.




[1] Жизнеописание (лат.).

 




Тэги: Критика Елена Сафронова
Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда Сережа встретил Сашу

    02.10.2022
  • «Когда строка берет за горло»

    08.07.2022
  • Установка на худшее

    06.07.2022
  • Добросовестный дневник

    18.05.2022
  • Ответственность за чертой

    09.02.2022
  • Путь к историческому беспамятству

    192 голосов
  • Не люблю иллюзий!

    174 голосов
  • Един в трёх лицах

    105 голосов
  • Маленький принц и большая война

    98 голосов
  • Алиса из Зазеркалья

    76 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS