В ЧАШУ!
На Международный телекинофорум «Вместе», традиционно проходящий в сентябре в Ялте, меня пригласили впервые. Первые впечатления, которые, как известно, самые острые, оказались и самыми лучшими. Ялта хороша всегда, даже в плохую погоду, а именно такой, вдруг холодной, дождливой и штормящей, весьма подходящей не для отдыха, а для работы, и встретила нас легендарная, элегантная, целебная, обильная, древняя и прекрасная Ялтинская чаша. Более подходящего места на постсоветском пространстве для большого съезда телевизионщиков (в нём участвовали представители 26 стран) найти, мне кажется, нельзя. Тем более что руководство Ялты и Крыма относится к этому проводившемуся уже в восьмой раз форуму с удивительным гостеприимством. Сразу же стоит поблагодарить руководителей фестиваля и его бессменного генерального директора Александра Беликова. Было организовано всё для работы жюри двух конкурсов («Телевизионные программы и фильмы» и «Телевизионные игровые фильмы»), а многочисленным, всем известным и никому не известным участникам, а также именитым и неименитым гостям предоставлены разнообразные возможности для того, чтобы пребывание в Ялте было максимально полезным – и творчески, и профессионально, и человечески – всячески интересным.
НЕСТРАШНЫЙ СУД
На первый конкурс в 14 номинациях было представлено более пятидесяти документальных фильмов и телепрограмм. В многонациональное жюри входили известные режиссёры и тележурналисты с Украины (Александр Зорка и председатель жюри Вадим Долганов), Белоруссии (Людмила Сидарович), Казахстана (Игорь Гонопольский), Болгарии (Димитр Димитров), Канады (Бэлла Каневская) и России (этой чести был удостоен ваш покорный слуга). Меня, наслышанного о том, как «судят» на некоторых других телеконкурсах, порадовало и удивило высокое качество обсуждения «отсмотренных» программ-номинантов, профессионализм и объективность анализа жюри. Во главе угла стояли критерии мастерства, правды и, не побоюсь высокого слова, гуманизма, то есть соответствия фильмов очень правильному названию телекинофорума – «Вместе». Никто никого не «протаскивал», во всяком случае, никакого лоббирования, которое могло бы повлиять на определение лучших, я не заметил. Давления «сверху» тоже не чувствовалось. Серьёзные споры проявились только в определении фильма, достойного Гран-при. Я рад, что эту премию получил фильм Юрия Башмета и Игоря Телятникова «Вокзал мечты. Мстислав Ростропович». По жанру это и реквием, и эпитафия, по настроению и существу – гимн не только великому русскому музыканту, это – гимн музыке, любви, которая в противовес политической, коммерческой и прочей грязи объединяет людей разных стран и устремляет их, опять не побоюсь высокого штиля, ввысь, к вершинам совершенства и чистоты. Спорили также по поводу того, как быть, когда в одной номинации представлены работы и так уже многократно награждённых мэтров (Радзинский, Соловьёв, Молчанов) и никому не известных, но талантливых региональных телевизионщиков. Однако соображения председателя жюри, направленные против дискриминации мэтров, оказались весьма убедительными. Действительно, было бы странно, если кто-то из молодых «регионалов» потом бы стал хвастаться, что он на конкурсе «сделал» Соловьёва, хотя в профессионализме ему до него пока ещё очень и очень далеко. В итоге благодаря переводу некоторых сильных работ в другие, не такие сильные номинации, а также благодаря учреждению дополнительных специальных призов нам удалось сохранить и объективность, и отметить почти всех, чьи работы, на наш взгляд, лучшие – слава богу, постоянный партнёр телекинофорума фирма «ВЕЛЬ» изготовила прелестных разнообразных наградных статуэток с запасом.
Награждены были следующие работы (привожу их в сокращении – полный список на сайте телекинофорума – без указания номинаций, со своими «наградными эпитетами»):
• смелая, острая «Ленточная политика» (Луганск, Украина),
• программа «Вокруг света» и её ведущий Михаил Кожухов (Россия),
• остроумный, своеобычный «Спас Азовский» (Ростов-на-Дону)
• гражданский и честный «Последний солдат» (ТВ Центр),
• два грустных и добрых фильма Алексея Колесникова «7 женщин» и «Добрый доктор…» (Россия), • щемящее «Прерванное танго. Людмила Пахомова и Александр Горшков» («Дебют», Россия),
• достославный «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» («СуперТехника», Москва)
• трагичный и человечный «антиспидовский» проект «На 10 минут старше», (США– Россия, Нижний Новгород),
• трогательные социальные ролики о семейных ценностях из Салехарда
• великолепный юбиляр Николай Дроздов (специальный приз с замечательной формулировкой «За доброту и весёлый нрав»)
На вручении наград в Итальянском дворике Ливадийского дворца зрители аплодисментами встретили решение нашего жюри не присуждать премии в номинации «Развлекательные программы». Как тонко подметил один из юных гостей фестиваля: «Развлекалово достало».
ИГРОВЫЕ ФИЛЬМЫ
В жюри «соседнего» конкурса вошли известный режиссёр Дмитрий Астрахан (председатель жюри), заслуженный деятель искусств Таджикистана и России Валерий Ахадов, ректор Киевского института экранных искусств Владимир Горпенко и замечательные российские артисты Валентина Теличкина и Лев Дуров.
Вот их решение, в компетентности которого я не сомневаюсь. Награждены:
• за лучший дебют – «Учитель в законе», режиссёр Александр Мохов (это режиссёрский дебют известного актёра Табакерки! – А.К.), «Мостелефильм»,
• за главную женскую роль – Наталья Шамина, «Любовь под надзором», режиссёр – известный актёр Владимир Шевельков (тоже дебют!), Санкт-Петербург
• за создание яркого актёрского ансамбля в фильме «Путешествие во влюблённость», режиссёр Евгений Лунгин и актрисы Анна Ардова, Эля Болгова и Юлия Куварзина
• за лучшую мужскую роль – замечательный актёр Юрий Беляев, «Учитель в законе» Специальным призом награждён телеканал «Россия» за создание фильма «Остров».
• Лучшим фильмом признан сериал «Смерть шпионам», «СтарМедиа», Украина. Режиссёр сериала Сергей Лялин получил также приз и за лучшую режиссуру. Рад за этот фильм, достоинства которого вовремя и высоко оценила наша газета Объединяло оба жюри неприятие пустопорожних, безвкусных, лицензионных, коммерческих телепроектов, впрочем, многие из награждённых на телекинофоруме «некоммерческих» фильмов при показе и рейтинг имели хороший.