Студент Российской Академии музыки имени Гнесиных Давид Ежов получил первую премию на IV Международном конкурсе имени Святослава Кнушевицкого в Саратове
21 мая в Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке большим гала-концертом победителей завершился IV Международный конкурс виолончелистов имени Святослава Кунушевицкого. Конкурс проводится при содействии Министерства культуры Российской Федерации. Всецелую поддержку проведению известного конкурса оказал Благотворительный фонд «САФМАР». На закрытии выступили лауреаты конкурса и Академический симфонический оркестр Саратовской филармонии.
Среди победителей в младшей группе все премии были поделены: I премия – Ставицкий Арсений (Украина) и Намиса Сун (Китай); II премия – у самых юных участников конкурса – двенадцатилетних Никонова Даниила (Россия) и Вана Ясэня (Китай); III премия у Микрюкова Андрея (Россия) и двенадцатилетней Чжен Си (Китай). В старшей группе I премию получил Ежов Давид (Россия); II премия – у Мухаметдинова Камиля (Россия); а III премию поделили Михаил Махнач (Беларусь) и Алдангор Раббани (Казахстан).
«ЛГ» выступила информационным партнером виолончельного состязания. Наш корреспондент побеседовал с профессором консерватории Анатолийского университета, виолончелистом Юрием Семеновым об итогах конкурса, и о том, какое значение имеют сейчас конкурсы в музыкальном мире.
Юрий, какое впечатление осталось у вас от только что-проведенного конкурса?
– Честно скажу, восхищен. Этот конкурс можно назвать феноменальным явлением: фантастическая организация, заблаговременное распространение информации о проведении, хорошо продуманная логистика, – на конкурс приехало много иностранцев, а для них дорога через Москву с пересадкой имела определенные сложности! Организаторы взяли на себя – оплату перелёта каждого участника (а на конкурсе выступало более 50 виолончелистов!), билеты для виолончели (как известно, для этого инструмента требуется отдельный билет на самолет), проживание, гонорары концертмейстеров. Такого благородного жеста нет ни на одном музыкальном соревновании в мире, а я часто бываю в составе жюри различных смотров. Весь смысл и содержание этого конкурса направлен на поддержку талантливой молодежи, на создание благоприятных условий для выступления, для рождения новой творческой личности…
Музыканты из каких стран на этот раз судили конкурс?
– Россия, Нидерланды, Греция, Болгария, Китай, Италия… Впервые на конкурс (и в Россию) приехал член жюри из Нового Орлеана – Жан Монтес (США/Гаити). Американский дирижер не ожидал такого тёплого приема, был потрясен буквально всем, в итоге сказал о том, что будет рассказывать о своих замечательных впечатлениях каждому… Поэтому-то конкурс имеет не только музыкальное, но и серьезное политическое значение. В составе жюри были не только виолончелисты, и это считаю, хорошо, потому что замыкаться в любой профессии нежелательно. Дирижеры, пианисты, импресарио, – все члены жюри, блестяще знающие инструмент и виолончельный репертуар, смотрели на участников с разных сторон…
Победителя выбрали единогласно?
– Отмечу, такую особенность: на этом конкурсе очень трудно было распределять места. Прошлый конкурс был более понятен. С первого же тура образовалась четверка лидеров, среди этой четверки, будущий обладатель первой премии был виден сразу. В этом году средний уровень участников, как это ни парадоксально звучит, был достаточно высоким. Победил россиянин Давид Ежов, – тонкий музыкант, проявивший себя на всех турах ярко, эмоционально. Каждый член жюри высказывал своё мнение в баллах, – подводилась объективная математическая оценка. Поэтому никаких недомолвок не было. Все сохранили прекрасные отношения, работали с большим удовольствием. И здесь нужно отдать должное председателю конкурсного жюри – замечательному музыканту и педагогу Игорю Ивановичу Гаврышу. Это удивительно тактичный и доброжелательно настроенный по отношению ко всем коллегам и участникам человек. Другая выдающаяся личность на конкурсе – заместитель председателя жюри – Сергей Александрович Усанов. В прошлом виолончелист, ученик Кнушевицкого, знающий музыкант, великолепный организатор, имеющий хороших помощников. Под его руководством работала отличная команда: специальный фотограф, переводчики, ведь на конкурсе есть та невидимая работа, без которой, как говориться, дело «не пойдет»…
А как вы относитесь к проведению Всероссийского музыкального конкурса, который сейчас позиционируется как отборочный к грядущему Конкурсу Чайковского в 2019 году, на котором выступят также виолончелисты?
– То, что этот конкурс может повлиять на отбор к Чайковскому – это однозначно. Вопрос в другом. Не все российские регионы равнозначны в подготовке по этой специальности. К примеру, сейчас на Конкурсе Кнушевицкого выступал виолончелист из Казани Камиль Мухаметдинов – он получил второе место. Крепкий музыкант, ему есть, что сказать. В Казани работают прекрасные педагоги, честно, с энтузиазмом занимаются своим делом, но таких регионов, где процветает виолончельная школа не так уж много. То, что на Всероссийском музыкальном конкурсе жюри путешествует по всем регионам, и на первом и втором турах прослушивает участников «на местах», – есть свои плюсы и свои минусы…
Когда в 1972 году вы принимали участие во Всероссийском музыкальном конкурсе, ситуация была другой?
– В советское время, все музыканты съезжались в Москву, и все конкурсные события разворачивались в столице. Тогда конкурсов было мало, и каждый являлся большим культурным событием. Все исполнители были хорошо подготовлены, уровень был очень высок. В 1972 году конкурс судили Галина Козолупова, Наталья Шаховская, Лев Евграфов… Сложнейшая программа, много участников…
Был ли денежный приз в советское время?
– Нет. Мы жили в совершенно другой стране и других условиях. Для нас на конкурсе, прежде всего, было важно, что нас слушают такие выдающиеся имена. Ведь тогда приезд в Москву (даже из Ленинграда) был колоссальным моральным стимулом.
Нужны вообще ли конкурсы?
– Сейчас конкурсов стало очень много, и поэтому во многом девальвировался их уровень. К сожалению, в этом виноваты и «чиновники от культуры», которые, к примеру, определяют квалификацию педагога, по количеству конкурсов, на которых победили его ученики. На мой взгляд, это не очень хорошая система, получается, что одни и те же исполнители «гуляют» из конкурса в конкурс, играют одну и ту же программу; они не успевают сделать что-то новое и улучшить свой результат…
Всё должно быть в разумных пределах!