Цель – в меру сил поддержать раненых бойцов, соотечественников, с 2014 года живущих в экстремальных условиях, передать гуманитарку в больницы, книги – в библиотеки, пообщаться с коллегами, проявить солидарность. Поездку организовали в рамках проекта Московской городской организации СП России «И вечный бой. Покой нам только снится» при поддержке Минцифры РФ и при участии «Литературной газеты».
Профессор из «железных касок»
Ещё в 2022-м, через неделю после начала СВО, в редакцию «ЛГ» по электронной почте пришло письмо от Виталия Даренского – луганского писателя, профессора, доктора философских наук: «Был призван в армию ЛНР по мобилизации, а сегодня наш батальон временно отвели в резерв, так как много заболевших от круглосуточного нахождения на морозе и переутомления… На фронте сейчас написалось одно стихотворение. Может быть, заинтересует…»
Стихи мы напечатали и попросили Виталия Юрьевича написать статью – фронтовые заметки, размышления участника исторических событий. Материал был прислан оперативно, можно сказать из окопов, и сразу пошёл в номер. Блестящая статья с тонко подмеченными деталями и точными обобщениями называлась «Четвёртая отечественная война».
В марте 2022-го уже входило в обиход понятие «железные каски», и оно прочно связалось с нашим новым автором из Луганска. Конечно, далеко не все мобилизованные в феврале 2022-го, были учёными, но всё же профессор в каске времён Великой Отечественной – архетипический образ.
После переписка с Даренским прервалась, связаться через соцсети не удавалось – неужели погиб? И только сейчас, за пару недель до поездки в Луганск, выяснили через Глеба Боброва, руководителя Союза писателей ЛНР, что Даренский жив и обязательно придёт на встречу с «ЛГ» в Луганскую библиотеку им. Горького. Там и состоялось личное знакомство с профессором, участником СВО из «железных касок». Передали автору номер с его статьёй, а Горьковке – книги и подшивку «ЛГ» с наиболее важными публикациями о СВО. По репортажам, выступлениям экспертов и даже Z-поэзии можно проследить, как в России формировался «общественный консенсус».
Автобус из Перевальска
Луганская библиотека имени Горького – первая точка на карте наших поездок по ЛНР. Здесь к агитбригаде московских поэтов на один вечер присоединяется поэт и военкор Анна Долгарева.
Анна читает из нового:
Вздыбленная земля,
Фейерверки в прицеле.
Не дрожит совсем
Обмозоленная ладонь.
Это ночи от пламени ясного
Порыжели,
Это группа спецназа
Корректирует артогонь.
Командир мне сказал не хвастаясь:
«Мы наводили шорох
На направлениях не батальонов –
Целых бригад».
Им предрекали
Сгореть, не выдержать скоро.
Они показывали превью –
Что такое ад.
Группа спецназа,
Родная, давай, вытяни.
В речке Донец
Закипает от жара вода.
А вместо медалей –
Ни одного убитого.
В небе зачтётся.
А на земле – никогда.
На встречу с литераторами из Москвы приехали кроме прочих поэты из Перевальска – целый автобус. И удивляться тут нечему, директор Горьковки Наталья Расторгуева рассказала, что мощные писательские организации есть во многих райцентрах ЛНР. Послушав гостей из Москвы, местные поэты тоже читают стихи, главная тема – война.
Луганск выглядит сейчас обычным мирным городом, дороги заполнены машинами, а вечером в центре возле фонтана с цветомузыкой народу как на набережной Ялты. Но напряжение чувствуется, невозможно не заметить, что живущие в республике после 2014 года получили глубокую психотравму, и на реабилитацию потребуются годы.
А вы что, рок-группа?
На следующий день едем вглубь республики. Нам разрешили посетить несколько госпиталей и выступить перед ранеными. Снимать бойцов запрещено, упоминать места дислокации тоже. По пути водитель рассказывает о былой славе шахтёрских городов, промышленности региона, уничтоженной ещё в 90-е. За окном типичный для Донбасса пейзаж – степь с терриконами и отвалами породы. Дороги тут или напрочь разбитые, или, что гораздо чаще, – идеальные. При Украине, говорит водитель-луганчанин, таких дорог в помине не было, радуется как ребёнок, оказавшись на только что заасфальтированной трассе, а ведь ещё пару месяцев назад приходилось плестись по ухабам.
За окном микроавтобуса мелькает на указателях знакомая по фронтовым сводкам 2014-го топонимика: Алчевск, Стаханов, Брянка. В Брянке тормозим на центральной площади перекурить, наблюдаем, как рабочие приводят в порядок памятник Ленину, едем дальше.
В госпитале нас ещё раз инструктируют, мы делимся на группы и распределяемся по отделениям. Бойцы замечают гражданских с зачехлёнными гитарами, подходят знакомиться. Разговариваем с парнем из Нижнего Новгорода, который решил, будто приехала рок-группа, и немного расстраивается, узнав, что в этом жанре композиций не будет, сам-то он рокер и показал бы класс, но ранение в руку.
Кумир в забытом богом краю
Слово за слово, но тут из отдалённого медкабинета – женский вопль, как будто сзади неожиданно напали. Бросаемся на крик и видим – медсестра обнимает актёра Александра Цуркана, узнала его, опешила, и наконец у неё получается облечь эмоции в словесную форму: «Боже! Я поверить не могу! В наши богом забытые края такой артист приехал! Это действительно вы?» Саша смущённо улыбается, и они стоят в обнимку, а потом медсестра зовёт коллегу, чтоб та сфотографировала её с кумиром из сериалов.
У Саши огромный опыт выступлений перед ранеными. Среди бойцов Цуркан – свой человек, сыграл в кино и рядовых, и майоров, и генералов, по фактуре и сути – настоящий десантник. Его театральная школа – Таганка, он может часами рассказывать о легендарном театре, но общение с бойцами – не спектакль, тут нужны особые слова, особые интонации, что называется, от души. И Саша их находит, причём не повторяется – это не заученные формулы пропагандиста, а искренняя поддержка мудрого и сильного человека.
Выступаем прямо в палатах, по периметру на кроватях – бойцы и медсёстры. Фотографируем Цуркана так, чтобы в кадр, кроме него, никто не попал. Саша поёт из Высоцкого и свои песни. Вслед за ним читает стихи Максим Замшев:
Будет победы коктейль бессонным,
Ночью испей его.
И над Донецком, и над Херсоном
Главное – ПВО.
Целыми днями поют солдаты
Вагнера в ЧВК.
Родина будет большой, богатой,
Мирной на все века.
Многоязыка, сильна, степенна,
Крепкая, как Массандра.
Будут мальчишки играть в Арсена,
Гиви и Александра.
Когда выступление заканчивается, каждый боец подходит, чтоб лично пожать руку поэтам из Москвы, благодарят. Мы желаем выздоровления и победы.
Спускаемся во двор, а там собрались ещё военные и медсёстры, просят продолжить здесь, в беседке под маскировочной сеткой. Пока суд да дело, общаемся с ребятами, расспрашиваем, откуда родом, где получили ранение, о фронтовых буднях. Кто-то рассказывает, что против нас воюет интернационал – поляки, французы, немцы. Спрашиваем: «А в плен их берёте?» – «Берём». – «А почему нам этих пленных иностранцев по телику не показывают?» Ребята только пожимают недоумённо плечами.
В беседке Александр Чистяков читает стихи своего товарища, поэта, полковника спецназа Сергея Ефимова.
Ляжет хлеб на стакан гранёный,
Что наполнен наполовину,
Встанут молча люди в погонах,
Закалённые в войнах мужчины,
Я в глаза посмотрю тем, кто рядом,
И скажу за тебя своё слово –
Надо чокаться, парни, надо!
Надо выпить, как за живого!
Ты хрипел, выдыхая сгустки,
Под шумы заходивших вертушек:
– С нами Бог, потому что мы русские,
Мы бессмертные вечные души,
Пусть не вытяну я до Ростова,
Но потом, уже всем отрядом
За меня пейте, как за живого, –
Надо чокаться, парни, надо!
Ты затих, улыбаясь небу,
В кулаке зажимая крестик.
И чернеет горбушка хлеба
Над стаканом с налитыми двести.
Но ты в наших сердцах, ты рядом,
А поэтому снова и снова
Надо чокаться, парни, надо –
За братишку, как за живого!
Вода из ковшика и принц Гарри
Двигаемся в следующий госпиталь, найти его непросто, и, если бы навстречу не выдвинулась машина росгвардейцев, точно бы заблудились.
Встречает нас хирург из местных, благодарит за гуманитарку. Рассказывает, как приходилось принимать по восемьдесят раненых в сутки, добрым словом вспоминает коллег, которые вахтовым методом приезжают помогать с «большой земли», извиняется, что в туалете ковшики – водопровод не работает, вэсэушники разбомбили фильтровальную станцию. Сетует, что не сможет нас послушать, – операция.
Бойцы уже собрались, настороженно рассматривают московских гостей и, оценив обстановку, Илья Боровский решает начать с чего-то легкомысленного, стих называется «Быть другом принца Гарри», концовка у него такая:
…Надеюсь, скоро, Гарри,
Ты станешь королём,
И в ярком тронном зале
Мы Yesterday споём.
Оставь в покое бренди,
Над кексом не кружи,
Ведь ты нормальный крендель,
По-нашему – мужик!
Отметим это, Гарри,
Мы водкой и икрой,
Все русские в ударе,
За королевский строй.
Пройдёт неделя, Гарри,
И в первом интервью
Ты скажешь не в угаре:
«Россия, I love you!»
Бойцы посмеиваются, потом слушают песни и стихи в исполнении Евгения Карунина:
Как ни стремятся западные монстры
Сломить нас, уничтожить, растоптать,
Мы – русские! А значит, меч наш острый
Готов врагов, как прежде, наказать!
Постепенно контакт налаживается, кто-то из бойцов вызывается прочитать стихи собственного сочинения – написаны к свадьбе и посвящены жене, наивные, но трогательные, встречают их бурными аплодисментами.
Звучат ещё стихи и песни, а когда приходит время прощаться, бойцы по очереди подходят к каждому, чтобы пожать руку, у кого-то из раненых правая рука в бинтах или гипсе – эти протягивают левую.
Аншлаг в Первомайске
На следующий день едем в Первомайск, от Луганска часа полтора. Городская библиотека встречает нас аншлагом – по меркам, конечно, своего не слишком просторного помещения. Расположена на первом этаже жилого дома, в зале – читатели, библиотекари, местное руководство культурой. Мы передаём коробки с книгами и начинаем выступление.
Максим Замшев читает стихи, написанные уже здесь, в ЛНР:
Луганск. Сентябрь. Обманчивы рассветы.
Они венчают комендантский час.
И могут здесь английские ракеты
В любой момент обрушиться на нас.
Тут каждый говорит: спасибо русским
Без них мы были б все в сырой земле.
Победа будет, как огручик, хрусткой,
Что заблестит на праздничном столе.
Здесь бились с мразью прадеды когда-то,
Теперь мы продолженье той войны.
Луганск. Сентябрь. И русские солдаты.
И люди, что должны быть спасены.
Где-то посередине стиха за окнами слышен отдалённый взрыв, который Максим, сосредоточившись на тексте, не замечает, а сидящие в зале на мгновение, синхронно, поворачивают головы в сторону окон и снова как ни в чём не бывало продолжают слушать. Потом нам объяснят – ПВО.
Местные поэтессы Зоя Слезкина и Валентина Осипенко читают свои стихи, в основе одного из них реальная история – во время бомбёжки Первомайска в 2014-м девочка спасла свою маму, вытащила из-под завалов, но сама погибла.
Среди слов благодарности приехавшим из Москвы поэтам рефреном звучит – «спасибо, что не побоялись». Слушать это от женщин, живущих под обстрелами девять лет, неловко, и мы краснеем и повторяем в разных вариациях одну и ту же мысль, что настоящие герои тут – жители Донбасса.
А ещё нас благодарят за то, что привезли молодых поэтов, именно молодых просят исполнить на бис уже прочитанное и спетое. Когда будем возвращаться в Луганск, Александр Ермаков, тонкий лирик и изобретательный острослов, не без грусти заметит: «Никогда не думал, что в тридцать два меня назовут молодым поэтом».
Прощаясь, расспрашиваем, какая помощь нужна библиотеке, выясняем, не обделены ли вниманием властей. «Да вы что! – отвечают. – У нас тут Кириенко был недавно!» «Кириенко?» – удивляемся мы. «Да! – с гордостью говорит директор. – Вот прямо тут мы сидели и больше часа с Сергеем Владиленовичем проговорили!»
Флешбэки к 2014-му
На следующий день у нас встреча со студентами. Ищем Красную площадь, ориентир – шпиль величественного здания постройки 1953 года, настоящий сталинский ампир, в советские времена – Дом техники, теперь – Академия культуры и искусств имени Матусовского.
Возле здания академии с любопытством наблюдаем за хором студенток. Стоят рядами, одеты в чёрно-красное, руководит ими хормейстер, рядом камера, видимо, клип снимают. Интрига: что будут исполнять луганские студентки в 2023 году, через год после воссоединения Донбасса с Россией? Хормейстер взмахивает руками:
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов.
Севастополь, Севастополь –
Гордость русских моряков!
Внутри здания, по пути в зал, рассматриваем помпезную роспись купола – шахтёрская тематика в оформлении – примета Донбасса. Студентам нас представляет луганская поэтесса Елена Заславская, в поэтическом мире России персона знаменитая. Елена рассказывает, как в 2014 году энтузиасты-преподаватели спасали академию, не получали жалованья, голодали. Вообще этот «флешбэк» к 2014 году – неизменная часть нашего общения в ЛНР. Тот же сюжет был в Первомайске, то же повторилось в рассказе директора Театра на Оборонной Виталия Балджи, с которым удалось встретиться между мероприятиями, – кто-то под обстрелами спасал театр, кто-то выехал на хорошие зарплаты в Северодонецк, подконтрольный киевской власти.
Невозможно забыть жуткие кадры авиаудара по Обладминистрации 2 июня 2014 года, несчастную женщину с оторванными ногами, которая просит о помощи, десятки убитых и раненых. Не забыть и абсолютно запредельную в своём цинизме уловку киевских пропагандистов – «кондиционеры взорвались».
Памятник жертвам авиаудара 2 июня установлен на месте трагедии в самом центре города. Есть в Луганске и памятник сожжённым в Одессе 2 мая, в городе вообще много памятников, объясняющих события новейшей истории. Студентам, с которыми мы общаемся в академии, в 2014-м было около десяти, они тоже свидетели тех событий. И наверняка понимают, о чём стихи Романа Сорокина:
Сегодня мы с тобой большие,
а завтра кончится борьба.
Нас ждёт провинция России
и скандинавская ходьба.
Нам хватит в жизни звёзд и терний.
Мы через них придём туда,
Где моцион ежевечерний
и минеральная вода.
Здоровый дух в здоровом теле
отгонит злую скуку прочь,
И мы по разные постели
уйдём не спать в глухую ночь.
Под утро что-нибудь приснится:
то неизвестная река,
То облака Аустерлица,
то над Россией облака.
На завтрак будем из бокалов
пить молоко и тишину.
Для счастья нужно очень мало –
всего лишь выиграть войну.
Всего лишь выстоять у края
и стать сильнее вопреки.
А там уже «не надо рая» –
верните домик у реки.
И будем праздные беседы
вести в ухоженном саду,
Ну и, конечно, День Победы
два раза праздновать в году.
Олег Пухнавцев, Луганск – Москва
Благодарим Минкульт, Минцифры, Минздрав ЛНР, агентство «ЛИЦ» за помощь в реализации проекта.