Истинное положение дел в стране надо оценивать трезво
Смена высшей власти – событие для любой страны. Для России особенно. Привычки и традиции регулярной смены власти на основе ясных правовых процедур у нас ещё не сильны и не безусловны. И потому все последние дни не было недостатка в скандальных пророчествах и мрачных ожиданиях.
Мы же хотим предложить сегодня нашим читателям материалы другого толка.
В первом из них чётко и деловито рассматриваются многочисленные проблемы, которые встанут перед новым президентом. И это, на наш взгляд, важно и нужно делать, чтобы понимать, в каком состоянии мы находимся, и представлять масштаб самых насущных задач.
Второй материал рассматривает вопросы куда более возвышенные, он касается глубоких, уходящих в века духовно-культурных пластов нашей жизни. Мы понимаем, что он вызовет неоднозначное восприятие, споры, чьё-то раздражение. Однако там есть над чем задуматься – и это самое важное.
При смене высшей власти перемены неизбежны. Сегодня хочется надеяться, что они послужат благу страны.
В выступлениях нового президента Дмитрия Медведева ничего не противоречит тем целям, за которые демократические силы России боролись ещё в годы перестройки. Цели эти – демократия, правовое государство, принцип разделения властей, многопартийность, свобода СМИ, свободные выборы, эффективно работающая рыночная экономика, социально ориентированная политика.
Чтобы всё это сбылось, прежде всего нужно трезво видеть истинное положение дел в стране. Какова же реальность?
Реальностью является то, что у нас фактически нет экономики, кроме сырьевой. Нет современной промышленности, в упадке сельское хозяйство, в зачаточном состоянии высокие технологии, в развале наука и научная инфраструктура. Практически не доведена до конца ни одна реформа. Государственные институты и само общество разъедает небывалый духовно-нравственный кризис. И если мы не совершим прорыв в новое качество экономики, то все мы останемся у разбитого корыта.
Выстроенная в последние годы властная вертикаль, как оказалось, «перевыполняет план» борьбы с мирной оппозицией, умело справляется с задачей сохранения власти за нынешним правящим классом, но абсолютно неэффективна по части наведения порядка в стране.
Многие люди стали бояться самой власти. А это значит, что в страну возвращается старое русское деление общества на «мы» и «они». «Мы» – это простой народ, а «они» – это власть. Она, власть, ещё не стала чуждой народу, пожалуй, только в лице первых руководителей, с которыми большинство россиян связывают надежды на будущее.
Такое впечатление, что у нас живут в тревоге все. Все подспудно чего-то опасаются. Простые люди боятся очередного подорожания продуктов питания и услуг ЖКХ. Боятся за жизнь детей, которые стали подвергаться ещё не бывалому в нашей истории насилию. Боятся милиции, не доверяют судам. Состоятельные граждане боятся за своё имущество. Крупные бизнесмены боятся административного произвола и избирательного правосудия. Предприниматели средней руки боятся потери бизнеса в результате рейдерских атак. Малый бизнес боится произвола и неумеренных аппетитов чиновников, мучающих бесчисленными проверками, милиции, криминала.
При этом и сама власть живёт так, словно что-то скрывает от народа. И потому часто ведёт себя, мягко говоря, неадекватно. То создаёт молодёжные организации с целью борьбы с оппозицией как «внутренним врагом», то распускает их за ненадобностью. Под разными предлогами не разрешает проведение мирных митингов, не даёт протестным настроениям выйти наружу, а загоняет их внутрь. Что лишь озлобляет людей и даёт повод оппонентам говорить о том, что Россия превращается в полицейское государство...
Создание инновационной экономики и на её базе информационного общества, если об этом говорить серьёзно, а не в духе очередной пиаровской акции, потребует такой мобилизации ресурсов страны и такого напряжения сил народа, что это равносильно осуществлению мирными средствами революционного переворота. А для этого нужен привлекательный для общества социальный идеал и мобилизующая идея. Лукавые лозунги тут не пройдут.
Требуется коренное обновление кадрового состава реформаторов и правящей элиты в целом, в своём большинстве сформировавшейся в условиях взлёта цен на экспортируемое сырьё и хорошо умеющей считать нефтедоллары, но совершенно не умеющей развивать новые производства и технологии.
Китайское «экономическое чудо» покоится на очень глубоко продуманной стратегии реформ и сильной команде реформаторов. Дэн Сяопин, придя к власти, перво-наперво вытащил из тюрьмы талантливейшего экономиста Чэнь Ицзы, куда его запрятали маоисты за «правый уклон», собрал вокруг себя всех наиболее известных китайских экономистов и обществоведов. Вместе они изучили опыт нашего нэпа, взгляды Бухарина, реформы Косыгина, теорию и практику государственного регулирования Рузвельта. Обратились к опыту «азиатских тигров» и даже пригласили в Пекин «главного неолиберала» Милтона Фридмена. И только после этого Дэн Сяопин сформулировал соответствующую условиям своей страны стратегию реформ. И команду исполнителей он подбирал по таланту и профессионализму, а не по принципу личной преданности и местечковости. И когда лидером страны стал Цзян Цзэминь, мэр Шанхая, шанхайцы отнюдь не заполнили властные коридоры в Пекине.
Способны ли определяющие ныне экономический курс государства люди на такой подвиг? Могут ли они выработать стратегию реформ, соответствующую нашим нынешним реалиям? Это, как говорится, вряд ли. Кроме неолиберализма, мало общего имеющего с экономиками переходного периода, они ничего другого не знают и знать не хотят. А ведь вопрос стоит о формировании не только новой экономики, но и нового, по сути, общества. Ибо инновационная экономика – это социально-экономический базис постиндустриального, информационного общества, в котором первичные потребности человека (еда, одежда, жильё и пр.) в основном удовлетворены, и инвестиции идут уже не столько в производство материальных благ, сколько в развитие человека. У нас же пока не решена проблема куска хлеба для всех. С этого-то и надо начинать!
Мы в последние годы с усердием строим всё новые трубопроводы для прокачки в другие страны нефти и газа и соответственно берём перед ними обязательства на многие годы вперёд. Но если мы действительно начнём развивать реальный сектор экономики, то нам самим потребуется нефти и газа в полтора-два раза больше, чем мы потребляем сейчас. А где взять такие дополнительные объёмы энергоносителей? Чем компенсировать потерю доходов за счёт сокращения их экспорта?
Переход к инновационной экономике и информационному обществу потребует огромных средств. Где их взять? Уже только глупцы могут думать, что развивать наш промышленный, научно-технический, а следовательно, и военный потенциал будет западный капитал. Мало толку от того, что в 2007 году в страну пришло из-за рубежа, в основном из офшорных зон, 120,9 миллиарда долларов. Ведь только небольшая доля из них составила прямые инвестиции, да и то в основном в ТЭК. Остальное – это займы, портфельные инвестиции, кредиты под импорт товаров, вложения в сферу торговли, недвижимости и пр. Так что надеяться надо на себя.
В принципе деньги у государства есть, но нужен коренной пересмотр финансовой и налоговой политики и режим строгой экономии. Только пойдёт ли на это нынешняя правящая элита, привыкшая к сладкой жизни? Вряд ли. Стало быть, пока нет и решения проблемы. Как не видно и радикального решения проблемы коррупции в нынешней ситуации, а ведь это одно из самых серьёзных препятствий на пути модернизации страны.
Вот каковы проблемы. Соответственными должны быть и усилия для их преодоления.