Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Лёгкое поведение НТВ

01 января 2007

ТЕЛЕДИАГНОЗ

Когда смотришь броские «информашки» НТВ, неизменно удивляешься про себя: что это – глупость или измена? Этот канал давно уже стал одним из главных массовых растлителей молодёжи, как, впрочем, и всего российского общества. Зло, которое он вершит в нашей стране, нисколько не допустимей зла, исходящего от интернет-педофилии, например. Нынешнее НТВ – это наша культурная «хиросима», наш культурный «холокост»…

О странной нелюбви НТВ (канала, через ГАЗПРОМ-Медиа принадлежащего «государствообразующему» «Газпрому») к отечественному культурному ландшафту писали и говорили многие, к совести энтэвэшников взывали и рядовые граждане, и думские депутаты. Народный протест пытался противопоставить злу «общественные советы по ТВ» – и т.д., и т.п. Но канал ведёт себя всё более вызывающе – он уже не просто экспериментирует с нравственностью миллионов зрителей, он плюёт им в глаза.

Примерам несть числа, и вот живейший – «Профессия репортёр», брошенная в субботний эфир 28 марта. Семь вечера, время вполне детское, предпоследний день школьных каникул… Нам дают план знаменитого Кёльнского собора и далее сообщают, что в пределах видимости находится большой бордель, равного которому нет в мире. Настоящая фабрика похоти. Репортёр без всяких стеснений, которые для нынешнего ТВ просто оскорбительны, ведёт за собой камеру и увлечённо комментирует всё увиденное. Кругом рвущаяся из белья бабья плоть, слезоточивые обои сальной охры, пустые зенки персонала и скотское вожделение клиентуры. Можно приехать сюда с вещами и поселиться в одном из номеров. Репортёр и входит туда с дорожной сумкой. НТВ предлагает совершить экскурсию по здешнему бедламу и насладиться клубничкой а-ля Анфиса Чехова. Но не в полночь, а пораньше, чего дожидаться-то – за семейным ужином, например.

Предметом торга здесь становятся все виды блуда – и ничто не считается извращением. Вертлявый гид расспрашивает проституток – и едва ли не с восторгом сообщает подробности того, что здесь упорно называют «профессией». Сколько – десять клиентов за смену? А почём? Проститутки бахвалятся своими социальными достижениями – они же и налоги с этого платят. И потом – они же не распространяют заразу, а вершат свой трудовой подвиг в полном соответствии с санитарными нормами – и требуют использовать презервативы… И плевать, что у министра по делам семьи Урсулы фон Ляйен на всё это взгляд иной. Здесь работает не покладая рук и прочих частей тела публика бесстыжая, а потому убеждённая в своей убогой правоте.

Нам показывают «нумера» со всем их инфернальным оснащением, всякие штучки-дрючки-зазывалочки, столовую в борделе, где кормятся проститутки и толкуют о социальной ответственности. Пытаются представить блуд как нормальную профессию. Показывают прыщавого юнца из Штатов, мечтательно закатывающего глаза – вот бы и нам такое…

Так вот же она – модуляция в нужную тональность: и нам бы так… В этом и состоит скрытый пафос телесъёмщиков… Можно не сомневаться, что у этого мнимо отстранённого репортажа будет продолжение в том же примерно жанре – или в ином. Ещё немного – жди, подтащат «симфоническую группу» главного калибра, например, г-на Барщевского, десакрализующего гуманизм как таковой – призывающего к милитаризации населения… И, будьте уверены, припомнят, что в одной Москве в конце XIX века были десятки домов терпимости. А вот чем это всё кончилось и что про это классик написал – и намёка не будет…

Да – в Германии, увы, легализована проституция, и статистика гласит, что там до миллиона клиентов подобного рода заведений. И что все проститутки зарегистрированы, и оборот жриц дьявола – не менее десяти миллиардов евро, и это даёт заметный приварок в казну. Но только замалчивается при этом, что контингент этих «жриц» процентов на девяносто вербуется в Германию из-за границы. (Немки – не первые в мире хранительницы семьи, но всё же от природы чистоплотны и в грязь особо не лезут.) И ещё замалчивается, что легализация проституции – это их далеко не лучший способ решать проблемы с гастарбайтерами-турками и прочими, которых в стране миллионы.

Беда нынешнего ТВ ещё и в том, что оно отучает нас от чтения вообще – и от чтения русской классики в частности. Злонамеренно ли, конъюнктурно ли, по «бессознанке» ли – неважно. Ведь давно уже написана Александром Куприным гениальная повесть «Яма», о которой вертлявый репортёр, видимо, и не слыхивал поди. Там ведь всё про дрянь-проституцию написано – на трёх сотнях страниц! И ведь описывалась целая слобода Ямки с её «рублёвыми» и «полтинничными» заведениями, по масштабам вполне сопоставимыми с этим заведением в Германии. И в каких выразительных типах – и женских, и мужских, – с каким потрясающим художественным даром и публицистическим пафосом запечатлена вся мерзость проституции, обрекающей на распад людские души и очень многих приводящей не только к нравственной гибели, но и к физической!

И пусть творческий метод у Куприна граничил с натурализмом – это было правдивое, но не «зовущее» и не «манящее» изображение порока, и нравственный пафос всё искупал. Неслучайно Александр Иванович указал своего «целевого читателя» в самом начале, в посвящении – юношеству и матерям. Подобно опытному хирургу Куприн рассёк этот общественный фурункул – и тем заслужил признание современников.

Чем всё окончилось? «Два полтинничных заведения были подожжены, но пожар скоро затушили. Однако на другой же день волнение вновь вспыхнуло, на этот раз уже во всём городе и окрестностях. Совсем неожиданно оно приняло характер еврейского погрома… А через неделю последовал указ генерал-губернатора о немедленном закрытии домов терпимости как на Ямках, так и на других улицах города».

Очень жаль, что центральное наше ТВ не читает классики и не даёт себе труда вдуматься в тему по-настоящему глубоко, бескорыстно и беспристрастно.

Геннадий СТАРОСТЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Старостенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS