Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Любимцы prestissimo

01 января 2007

СЕМЬ НОТ

В Москве в завершение сезона играли Евгений Кисин и Борис Березовский

Юрий ДАНИЛИН

Евгения Кисина преследует репутация вундеркинда. Многие явились в Большой зал Консерватории на его сольный концерт исключительно за цирковыми ощущениями. Не желая принимать во внимание тот факт, что пианисту вот-вот исполнится сорок лет. Он уже давно не мальчик, которого многие из нас помнят с Первым и Вторым концертами Шопена в этом же зале много лет назад. Теперь у него вполне заслуженные престижные музыкальные награды, он – почётный доктор Манхэттенской школы музыки и почётный член Лондонской королевской академии музыки. Но, похоже, сам с большим трудом расстаётся с вундеркиндством. По крайней мере внешне. Программа была дежурной и никаких сенсаций не обещала. Как и разочарований, впрочем, тоже. Но именно они, к сожалению, преимущественно и имели место. Осталось ощущение ученичества. «Ярчайший темперамент» и «изысканная и оригинальная фразировка», о которых любят упоминать критики, куда-то испарились. Прокофьев (исполнялись три пьесы из «Ромео и Джульетты», а также Соната для фортепиано № 8, ор. 84) как чёрствый бутерброд – разжевать невозможно. Тяжело, скучно, невнятно. Полонез-фантазия Фридерика Шопена, его же три мазурки и восемь этюдов свидетельствовали, скорее, не о достоинствах сочинений, а о какой-то внутренней пустоте исполнителя. Старательно, мило, но не больше. Композитор того явно не заслуживал. Кажется, что пианист замер на какой-то точке развития. Может быть, день такой выдался, может, переходный возраст воду мутит – но ему как будто воздуха не хватает, новых сильных ощущений, увлечений, образов и т.п. Он словно бы изолирован от всего этого. Напрасно. Исключительные достоинства этого пианиста нуждаются в хорошей питательной почве.

Прежде всего надо избегать тусовочных концертов и не потакать обывательским вкусам. Не играть без особой надобности «Венгерские танцы» Брамса. Именно это несчастье имело место во втором его присутствии на сцене Большого зала Консерватории. С оркестром «Виртуозы Москвы», отмечающим свой юбилей, под руководством народного артиста СССР Владимира Спивакова Евгений Кисин исполнил Первый концерт Бетховена. Никто не считает, к сожалению, сколько раз это замечательное произведение звучало с этой знаменитой сцены. Я поражаюсь отваге всё новых и новых друзей Людвига ван Бетховена. А тут ещё полон зал гламурной публики: банкиры с банкиршами, депутаты, сенаторы, безумные люди с телевидения, столичные сплетники и сплетницы. Впрочем, сам Бетховен тоже не выбирал слушателей, такие же экземпляры попадались. И что в итоге – умеренность и аккуратность. И всё. Припомнились исполнители, обнаружившие в этом же сочинении несметное количество звуковых красот. Прежде всего Вильгельм Кемпф и Михаил Плетнёв. Совершенно разные музыканты, но единомышленники в главном – произведение предназначалось публике только после тщательнейшего «рассматривания» буквально каждого звука. И ценность этих опытов незабываема, хотя о них никто не говорит, не предупреждает, какая колоссальная работа предшествовала концерту, да и надобности в этом нет – всё слышно! Так бывает: знаменитый монолог Гамлета в устах Смоктуновского или Евгения Миронова – оба народные артисты – всё-таки большая разница.

Сонату № 1 Сергея Рахманинова играл в Зале Чайковского Борис Березовский. Очень интересно, мощно, ярко, вполне освоив полифонический стиль сочинения, продумав мельчайшие детали. Так захватывает слух эта твёрдая логика в вихре сложнейших звуковых хитросплетений. Березовский был собран, точен, очень удачлив в этот вечер. Имели место и 12 этюдов трансцендентного исполнения для фортепиано Ференца Листа. Оставили сложное впечатление: разномастные получились этюды. А трансцендентность где-то в это время вообще гуляла.

В Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки представляли новую книгу об Александре Николаевиче Скрябине – одном из самых востребованных композиторов современности. Что поразительно: как при жизни, у него и сейчас много почитателей и достаточно недоброжелателей. Вспоминаю блестящую книгу Леонида Леонидовича Сабанеева о Скрябине. Разговор с учителем последнего В.И. Сафоновым: «Саша Скрябин – большой, большой композитор. Большой пианист и большой композитор». Сабанеев: «Ведь это что-то под Шопена». Сафонов: «Скрябин умнее Шопена, я сколько раз это говорил и теперь говорю».

Ещё лучше отношения с Сергеем Ивановичем Танеевым. Он не понимал Скрябина, хотя и преподавал ему теорию музыки. «…Танеев и Александр Николаевич друг перед другом, многократно кланяясь и, видимо, испытывая какую-то обоюдную неловкость. Наконец Танеев прервал молчание.

– А знаете, Александр Николаевич, я ведь вашей музыки не люблю, – с места в карьер объявил он.
– Знаю, Сергей Иванович, – покорно и смиренно отвечал Скрябин…
– Да нет, я не то чтобы не люблю, а просто не выношу вашей музыки! – не унимался Танеев…
– Да знаю, знаю, Сергей Иванович, вы не любите и не выносите…
– Да не то чтобы не выношу, а меня прямо тошнит от неё, – договорился Танеев.

– Ну послушайте, Сергей Иванович, это уже не любезно, – пошутил Скрябин, которому было и смешно и неприятно от такой оригинальной встречи».

Прекрасный диалог. Думаю, способствовал самокритичности обоих замечательных композиторов. Новая книга носит название «А.Н. Скрябин в пространствах культуры XX века». Учёные, музыковеды, публицисты весьма основательно рассуждают о феномене Скрябина, о его пересечениях с современниками и роли в искусстве будущего. Мне показался самым актуальным раздел о стиле и исполнительской интерпретации творчества композитора. Всю эту грандиозную работу затеял, осуществил и сам активно поучаствовал Александр Серафимович Скрябин, вице-президент Международного скрябинского общества, инициатор и организатор Международных конкурсов пианистов имени А.Н. Скрябина. За что ему и спасибо. Замечательный подарок всем, кто играет Скрябина или только собирается это делать, кто думает над философией его творчества и вообще думает.

Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS