Лариса Александровна Вигандт. Родилась в Барнауле. Окончила филологический факультет Алтайского государственного университета. Работала учителем русского языка и литературы, журналистом и редактором в барнаульских СМИ (телевидение, газеты). Член Союза театральных деятелей РФ (секция критики). Автор книги-биографии «Александр Родионов» – об известном сибирском писателе и общественном деятеле (2020).
– Лариса Александровна, насколько я понимаю, в журнале «Алтай» в основном поэзия и проза, а в «Культуре Алтайского края» представлена помимо литературы ещё и живопись... Расскажите, пожалуйста, об истории и нынешнем существовании этих изданий.
– Начну с журнала «Алтай», который является одним из старейших литературных «толстяков» в нашей стране. В 1947 году писатели-фронтовики Иван Фролов, Николай Дворцов, Пётр Бородкин, Елизар Мальцев, Георгий Егоров, Пётр Старцев, Марк Юдалевич добились издания ежегодного альманаха «Алтай». Литераторы, стоявшие у истоков издания, были хорошо известны читателям Алтайского края, а некоторые и читателям страны. Сегодня их имена носят библиотеки тех поселений, где они родились, в их честь учреждены литературные чтения и премии, на стенах домов установлены мемориальные доски, в Государственном архиве Алтайского края хранятся авторские фонды.
Что касается разделов, существующих в журнале, то они традиционны для литературных «толстяков»: «Поэзия», «Проза», «Литературоведение», «Краеведение», «Книжный двор» с рецензиями на новые книги, случаются интервью и тематические публикации по следам семинаров молодых литераторов, проводимых в крае. Наша постоянная и весьма активная рубрика – «Шукшиниана». Шукшин – знаковая фигура на Алтае. Центральное событие региона – Всероссийский Шукшинский фестиваль, который начинался в 1976 году с Шукшинских чтений.
И если «Алтай» – это традиционный толстый журнал, то «Культуру Алтайского края», существующую с 2011 года, можно назвать тонким журналом: в нём 60 цветных страниц. Отсюда формат: лаконичные тексты и иллюстрации. А рубрики охватывают все направления, которые курирует региональное Министерство культуры. В частности, в разделе «События. Лица» журнал публикует статьи о масштабных событиях, происходящих в регионе. Были годы, когда один за одним вступали в строй новые музеи – Роберта Рождественского в селе Косиха и Валерия Золотухина в селе Быстрый Исток, актрисы Екатерины Савиновой – в Ельцовке, конструктора стрелкового оружия Михаила Тимофеевича Калашникова – в селе Курья. Или же нашими темами становились введение в эксплуатацию нового здания Молодёжного театра или установка нового органа в филармонии. Таких созидательных дел в крае немало. Из недавнего грандиозного – открытие нового здания театра кукол. Одной из самых востребованных тем в журнале оказалась «Изобразительное искусство». Много художников, много разных выставочных площадок, масштабная биеннале «Аз. Арт. Сибирь», которая собирает всё молодое искусство Сибири в Барнауле и, что особенно радует, много интересных искусствоведов. Есть о чём писать и есть кому писать.
Довольно интересна рубрика «Наследие». Краеведение традиционно сильная дисциплина на Алтае. Можно удивляться, но на протяжении всех лет, что журнал существует, в этом направлении случаются открытия. Кроме того, «Культура АК» пишет о новых книгах, театральных премьерах, филармонических концертах. Тему театра расширяет Всероссийский фестиваль имени Валерия Золотухина и прошедший пока только один раз тоже Всероссийский фестиваль спектаклей по произведениям Василия Макаровича Шукшина «Здравствуйте, люди!». Активна рубрика «Кино», потому что Алтайский край – это Пырьев, Савинова, Золотухин, Хотиненко, Лырчиков и ещё многие и многие деятели кинематографии, а также ежегодный Всероссийский Шукшинский кинофестиваль.
Оба журнала существуют за счёт средств краевого бюджета и выходят в свет ежеквартально. Издания поступают во все библиотеки края, а также распространяются бесплатно на массовых мероприятиях. Электронные версии изданий размещаются на сайтах Министерства культуры Алтайского края, краевой библиотеки и сайте «Журнальный мир».
– Практически во всех регионах России ситуация с толстыми журналами в принципе одинаковая: они в буквальном смысле выживают. Какие главные трудности существования возглавляемых вами изданий?
– Трудности действительно есть. Они, скорее всего, общие для сферы культуры: небольшие зарплаты, скупые гонорары, сокращённый штат, отсутствие юридического лица. Редакция помещена, как в матрёшку, в структуру другого учреждения. Сейчас мы в составе краевой библиотеки, в которой я очень ценю финансовую и юридическую дисциплины. Но автономный статус журналов упростил бы участие изданий в грантовых проектах и, следовательно, сделал бы их деятельность более насыщенной и динамичной. Последние четыре года нам удавалось выкраивать гонорары для авторов «Алтая» за счёт экономии, которую давал на торгах журнал «Культура АК». Суммы, конечно, были небольшими, можно сказать, символическими. Но в 2022 году не будет и таких: подорожала бумага, и «Алтай» лишился гонорарного фонда, что очень досадно.
– Если говорить о поэтах и прозаиках Алтая, то какая картина литературного процесса складывается сегодня? Есть ли, на ваш взгляд, сильные авторы? Какие жанры и темы преобладают?
– Литературный процесс на Алтае мне представляется весьма интересным. Я включаю в него всю историю литературы с дореволюционного периода и по сей день. А также наряду с авторами, живущими на Алтае, и теми, кто родился и вырос здесь, но состоялся в столицах, мне кажется справедливым включать в литпроцесс и филологов, которые ведут огромную исследовательскую работу. Трудами филологов Алтайского государственного университета подготовлено собрание сочинений Василия Макаровича Шукшина, сначала 8-томное, затем 9-томное, а также другие интересные многотомники.
На писателей Алтаю везёт. У нас проводится больше 20 литературных чтений, из них пять сопровождаются премиями регионального значения, а два мероприятия выросли до всероссийских фестивалей, включающих и всероссийские же литературные премии – имени Василия Шукшина и Роберта Рождественского.
Есть ещё одна личность, которая несколько последних лет сообщает сильные импульсы музейной работе, литературному краеведению и в целом культурной жизни региона. Это Георгий Дмитриевич Гребенщиков, писатель и белый эмигрант. В России его знают мало, к сожалению. В современный региональный литпроцесс по-прежнему вовлечено творчество писателей-фронтовиков: это и мемориальные чтения, и издание их произведений в серии «Литературное наследие», а также биографических книг в серии «Алтай. Судьба. Эпоха». Замечательна писательская плеяда, вышедшая из поколений «детей войны» и «детей Победы»: Иван Кудинов, Евгений Гущин, Леонид Мерзликин, Владимир Башунов, Борис Капустин, Александр Родионов, Вильям Озолин, Анатолий Егоров и другие – тут нужно назвать около трёх десятков имён, и все они присутствуют на литературной карте Алтая.
Безусловно, есть сильные авторы и сегодня. Прежде всего назову большого христианского поэта, философа, новатора Ивана Жданова. Он снискал известность в Москве, но с родными местами держит тесную связь. Алтай – одна из значимых тем в его творчестве. Иван Фёдорович входит в редакционный совет журнала «Алтай». Другой земляк, ставший известным сначала в Москве, а уж потом на Алтае, – недавно ушедший из жизни поэт Александр Ерёменко.
Корифеем современной поэтической жизни Алтая является Валерий Котеленец. В прозе Валерий Степанович – отменный стилист, в стихах – тонкий лирик, философ, гражданин. Его поэзия облечена в простую ясную форму. Вот хотя бы одно стихотворение для примера:
Вода огонь в себе таит,
как ангелы – чертей.
И жизнь большая состоит
из маленьких смертей.
Снедая дух, пирует плоть.
Слепы поводыри.
И бьётся запертый Господь
у каждого внутри.
В своё время через школу Валерия Степановича прошли многие начинающие поэты. Среди его учеников Андрей Лушников, Елена Безрукова (она же и региональный министр культуры), Александра Малыгина, Фарида Габдраупова. Все – талантливы и самобытны.
Известна и любима не только в Барнауле, но и в других сибирских городах поэт Наталья Николенкова. Сергей Филатов и Дмитрий Чернышков – незаурядные и совершенно разноплановые стихотворцы, живущие в Бийске. Недавно вернулись в Барнаул после долгого пребывания в США два замечательных поэта – Ольга Родионова (Ольга известна и в столичных поэтических кругах) и Валерий Дашкевич. На мой взгляд, весьма интересно работает Наталья Николенко. Во времена, когда были приняты поэтические радиопередачи, её стихи читала актриса Валентина Талызина. Уверенно чувствуют себя молодые поэты Ника Черникова, Константин Гришин, Николай Половинкин. Определились имена и двадцатилетних, но пока они публикуются с несколькими стихами, подождём их называть.
Говоря о прозе, первым назову имя писателя старшего поколения Станислава Васильевича Вторушина, который известен как публицист и романист и книги которого выходят в издательстве «Вече». В этом году мы будем чествовать прозаика Анатолия Кирилина в связи с его 75-летием. Всю свою творческую жизнь этот писатель наблюдает за современником. Его герои прошли вместе с автором последнее советское десятилетие, жесточь 1990-х годов и живут в настоящем дне. Одно из недавних и значимых произведений Кирилина – рассказ «Шествие фонарей» («Алтай», 2019, № 3). Автор следит за судьбами одноклассников от школьных лет и до пенсии – повествование охватывает более полувека. Как это часто случается у Кирилина, главной становится тема одиночества. К счастью для его героев (им теперь за семьдесят), в тёмных окнах квартиры загорается свет.
На литературном поприще Алтая весьма заметен Михаил Гундарин, автор нескольких книг стихов и нескольких романов, из которых мне особенно нравится «Говорит Галилей», повествующий о поколении, чьи студенческие годы пришлись на начало девяностых. По сути, это роман об искалеченной юности и попранной стране. Не так давно Михаил перебрался в Москву и уже там успел выпустить несколько книг. В частности, им в соавторстве с Евгением Поповым написана книга «Фазиль» об Искандере.
Очевиден успех молодого писателя, лауреата премии «Лицей» Павла Пономарёва, который ставит во главу угла судьбу «маленького человека» и взирает на современное общество с традиционных позиций критического реализма. А вот выпускнику Литературного института Станиславу Колокольникову близок романтический реализм. Его герои, странствуя, «охотятся» за смыслом жизни. Оба – и Стас, и Павел – вполне автономны, и в том и другом случае можно говорить о сложившемся писательском стиле. Хорошо известен читателям Барнаула поэт и романист Владимир Токмаков, причём ему удаётся издавать свои новые книги с помощью краудфандинга.
Многие авторы, живущие в сёлах или небольших городах, работают в рамках деревенского нравственного рассказа. На Алтае велико влияние Шукшина, а также Виктора Астафьева, Валентина Распутина, которые не раз бывали гостями Шукшинских дней. В этом направлении назову Николая Мокшина из села Буланихи и молодого бийского писателя Вячеслава Лямкина.
Заметным явлением стала суровая мужская проза Евгения Скрипина, к каковой относятся его рассказы и роман «Джизнь Турубарова», исследующий человека в условиях гибельных девяностых. И тот же Скрипин нежен, как ландыш, и вместе с тем точен до афористичности в книге эссе «Барнаульские поэты без иллюзий» и в философских главках «Коротко и ясно».
Вполне удаётся жанр автобиографической прозы Юлии Нифонтовой (отмечу её рассказы «Смерть Золушки», «Прокопевна»), а также одной из самых молодых наших авторов Галине Ершовой. Её повествование о жизни новгородской архитектурно-археологической экспедиции «Здравствуй, Фёдор Стратилат!» я читала с большим удовольствием. Дабы ощутить радость бытия, нужно обратиться к повести «Зелёная юрта» и рассказу «Привал» Александра Пешкова, слогу которого свойственна усиленная образность. Скрупулёзен в фиксации внутреннего мира и к тому же стилистически интересен Дмитрий Мызников (у него роман «По дороге домой»). И Пешков, и Мызников однажды попадали в короткий список литературной премии «Ясная Поляна». Все перечисленные авторы печатаются не только в «Алтае», их произведения выходили в других толстых журналах, в том числе столичных – «Москве», «Неве», «Юности».
Пишущих же людей в Барнауле и крае значительно больше. Достаточно сказать, что в местном отделении Союза писателей России числится больше 60 человек, а ещё есть Союз российских писателей. Разумеется, тексты не равноценны, но каждую удачную вещь мы стремимся опубликовать.
– Писатели всегда были озабочены судьбой своей родины, России. Приходят ли в редакцию журналов уже сейчас отклики на происходящее на Украине? Понятно, что роман так скоро не напишешь, но, наверное, стихотворные подборки присылают?
– Да, романа об украинских событиях придётся подождать. С учётом сложности, давности, огромного географического охвата – это тема для романа-эпопеи вроде «Войны и мира» Льва Толстого или «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана. Украина давно болит в России, поскольку связь наша кровная. Потомки украинских переселенцев живут в Сибири, на Дальнем Востоке. И мои прадеды – Крячеки, Шелудько – родом из сёл Полтавской области.
Первый украинский майдан, расколовший страну надвое, случился в 2004 году. Поэту Ивану Жданову выпало быть свидетелем тех событий. Тогда и появилось у него стихотворение «Майдан». Стихотворение оказалось пророческим.
Можно с уверенностью говорить, что в современной русской поэзии сложилась тема Донбасса с её трагедией раскола Украины, и в этой теме работают наши лучшие поэты. В «Алтае» были опубликованы стихи Светланы Кековой, Натальи Лясковской, Станислава Минакова, Андрея Дмитриева, Дмитрия Трибушного.
К слову, одной из первых на страницах «Алтая» со стихотворением «Про Украину» выступила поэт из города Горно-Алтайска Светлана Костина. В прошлом номере (2021, № 4) была напечатана военная проза Анны Матвеенко из Донецка – рассказ «Васян». В предстоящем номере выйдут рассказы Юрия Ковальчука, защищавшего Донбасс в 2014 году и недавно ушедшего из жизни.
– В первом номере 2021 года журнала «Алтай» я прочитала замечательную и глубокую переписку Валентина Курбатова с Валентином Распутиным, которая позже вышла отдельной книгой. Подобные публикации, несомненно, делают изданию честь. Как удаётся во времена суррогатов и фейков хранить верность подлинной литературе?
– Просто люблю. Люблю духовное, подлинное, искреннее. Не люблю разрушающее, пустое, непонятно зачем написанное. Из переписки Курбатова и Распутина или Курбатова и Астафьева (она опубликована в книге «Крест бесконечный») можно многое узнать о тех скрытых процессах, которые происходят в нашей стране последние тридцать лет. Откровенные диалоги в письмах дают представление о непростых отношениях власти и писателей, о разрозненности в писательской среде, о том, как перемены в обществе делают болезненным общение давних друзей, когда-то единомышленников.
Последние годы я переписывалась с Валентином Яковлевичем. Он согласился войти в редакционный совет «Алтая» и самим присутствием своим определял линию журнала. Его дружеские письма, поддержка бесценны. Моя любовь к Валентину Яковлевичу наследственная, она перешла ко мне от наших писателей – поэта Владимира Мефодьевича Башунова (он был главным редактором «Алтая» в девяностые годы) и прозаика Александра Михайловича Родионова. Они дружили с Курбатовым, состояли с ним в переписке. Кое-что из этого эпистолярия опубликовано в наших журналах.
– Много разговоров ведётся в последние годы о нечитающей молодёжи, потерянном в духовном смысле поколении. Как думаете, что с этим делать? И вообще – надо ли сопротивляться власти гаджетов и любого рода виртуальной реальности, будь то игры или социальные сети?
– Наши библиотекари говорят, что нынешнюю молодёжь уже нельзя назвать «нечитающей». По итогам прошлого года самым читаемым автором у читателей в возрасте от 14 до 35 лет стал Фёдор Михайлович Достоевский. На четвёртом месте – Лев Толстой и Михаил Булгаков. В 20-строчном рейтинге русских и иностранных авторов почти поровну. Читают, но единых вкусов сегодня нет и нет системного чтения, объёмы прочитанного опять же невелики. В Барнауле действует несколько клубов книголюбов, старейшему из них больше сорока лет, и его участникам интересны современные русские писатели, чаще местные, потому что есть возможность встречи и диалога. А молодому кружку книжников интересна лишь иностранная переводная литература. Вообще, отмечается склонность к «комфортной» литературе (термин молодых читателей), здесь в любимцах Фредрик Бакман.
Не знаю, возможно ли сопротивляться гаджетам. И телефон, и соцсети для меня часть работы, поэтому я скорее подчиняюсь им. Сейчас Сеть наполнена «горячими» стихами, посвящёнными украинским событиям. Есть пронзительные, прожигающие сердце. Тексты Дмитрия Мельникова, Влада Маленко хочется публиковать. Вот Дмитрий Мельников:
Напиши мне потом, как живому, письмо,
но про счастье пиши, не про горе.
Напиши мне о том, что ты видишь в окно
бесконечное синее море,
что по морю по синему лодка плывёт,
серебристым уловом богата,
что над ним распростёрся космический флот –
снежно-белая русская вата.
Я ломал это время руками, как сталь,
целовал его в чёрные губы,
напиши про любовь, не пиши про печаль,
напиши, что я взял Мариуполь.
Напиши – я тебя никому не отдам,
милый мой, мы увидимся вскоре.
Я не умер, я сплю, и к моим сапогам
подступает Азовское море.
– Как думаете, возможно ли сохранить толстые журналы как феномен культуры? Или же, скажем, лет через пятьдесят люди вообще забудут, что это такое...
– Толстые журналы нужно сохранять, несомненно. Они существуют почти 300 лет, в них аккумулирована вся русская мысль. И, пожалуй, литературные «толстяки» – это часть национального кода. Заметьте, если русским общинам случается обосновываться на чужбине, там первым делом появляются православный храм и литературные журналы. Мне кажется, в разные исторические периоды толстые журналы служат разным целям и задачам. В конце восьмидесятых – начале девяностых годов они первыми доносили до читателя русскую эмигрантскую литературу, в том числе и публицистику государственных деятелей царской России, статьи русских философов. Это было время миллионных тиражей, время огромного интереса к чтению. Сегодня всё иначе, мы живём в обществе дикого потребления (над его созданием славно потрудились) и сильного культурного обмеления. Но всё же сохраняются, слава богу, читающие люди. В наши дни провинциальный литературный журнал в какой-то степени восполняет разрушенную систему книгораспространения. Премиальная литература – это далеко не вся современная русская литература. А общей литературной карты России сегодня никто не представляет. Достойнейшие писатели ведут замкнутое региональное существование. Мы не знаем литераторов в соседних областях, что уж говорить о дальних. Поэтому «Алтай» считает необходимым знакомить своих читателей с писателями страны. К примеру, у нас печатались Владимир Костин из Томска, Владислав Попов из Архангельска, Михаил Павлов из Москвы, Виктор Теплицкий из Красноярска – всё это выдающиеся прозаики. Поэзия и вовсе закрытый орден, где стихотворцы читают стихи друг другу. Между тем мы живём в одно время и в одной стране с феноменальными поэтами. Всех не перечислить, но назову хотя бы некоторых, публиковавшихся в «Алтае»: это Алексей Пурин и Александр Леонтьев из Санкт-Петербурга, Ольга Корзова из Архангельской области, Виктор Коврижных из Кемеровской, Алёна Каримова из Казани, Александр Хабаров из Домодедова и многие другие.
Интерес к литературе и журналам в том числе сохранится и даже возрастёт, если в сектор книгоиздания и литературного процесса вернётся государство. Если с помощью пиар-технологий будут продвигать к широкой публике талантливых писателей, а не безголосых певцов и прочие меньшинства. Будет здорово, если на российском и региональных телеканалах появятся передачи о писателях, а поэты смогут читать в эфире стихи. В настоящее время существует запрос общества на хорошую литературу, на серьёзного писателя, на смену культурного курса в целом. Нужна только политическая воля.
Беседу вела Анастасия Ермакова