Работы фотохудожника Алёны ЛАРИНОЙ тематически и композиционно приближены к панорамному портрету сегодняшнего Подмосковья, его современной составляющей, с каждым днём становящейся частью нашей жизни. Это и новые комфортные многоэтажки, спортивные сооружения, гостиницы, подземные автостоянки, и, наряду с этим, старинные особняки, липовые аллеи, милые сердцу улочки, широкое открытое небо. Алёна Ларина – директор фотостудии «Зеркало», и мастерская её находится рядом с домом, в посёлке Красная Пахра Подольского района. Вдоль дороги к храму Иоанна Богослова в селе Красном, в наплывах осеннего лесного многоцветья часто черпает она вдохновение и сюжетную канву своих произведений.
Алёна Ларина, несомненно, художник нового поколения фотографии, она использует высокотехнологичное оборудование, но основные подходы к содержательной стороне и композиции всё-таки классические. Надо сказать, само искусство фотографии чрезвычайно молодое: первый в истории человечества фотоснимок был сделан в 1826 году, – то есть ему нет ещё и двухсот лет. Сравните, например, с историей живописи: первые наскальные раскрашенные изображения, обнаруженные в пещере Альтамира в Испании, появились около 15 тысяч лет назад. Правда, выдержка, использованная при создании Нисефором Ньепсом своего первого фотоснимка, была невероятно огромной – восемь часов. Вот уж, действительно, время, требующее выдержки! И если Нисефор Ньепс сфотографировал лишь внутренний дворик собственного дома из окна своей комнаты, то сегодня с помощью цифровой аппаратуры мы снимаем людей и предметы в движении, снимаем с самолёта и в воде, мы можем всё… Почему же вновь и вновь фотохудожники обращают свои взоры к скромному пейзажу за окном, к знакомой с детства деревенской улочке, к устремлённым в небо колоннам старинной усадьбы? А вот здесь мы и попадаем в самую сердцевину спора о том, является ли вообще фотография искусством. В последние годы этот спор, кажется, завершён. Тысячи фотовыставок проводятся ежегодно по всему миру, миллионы поклонников нового искусства народились за минувшее столетие и, конечно, успели высказаться весьма авторитетно.
Алёна Ларина окончила Московскую академию фотографии. Своим учителем считает известного фотохудожника Георгия Колосова. Его мастер-классы она вспоминает с особой теплотой, уважительно говоря о мельчайших подробностях этих занятий. Специалисты знают о таком понятии, как «монокль Колосова». Действительно, Колосов не только снимает моноклем, т. е. однолинзовым мягкорисующим объективом, но является его изобретателем. Он мастер так называемой пикториальной фотографии, делает чёрно-белые и монохромные снимки, считая, что новейшие методы цифрового фото существенно усложняют возможности самовыражения для художника. Тем не менее в работах Алёны Лариной он ценит её необычный подход к композиции и большую работоспособность.
При создании книги о народном художнике России Андрее Полюшенко, работавшем последние сорок лет жизни в Мытищах, я как редактор-составитель первым делом обратилась за фотоподдержкой именно к Алёне, понимая, что придётся дать в книге не просто облики людей, с которыми жил, которых любил мастер, но запоминающиеся их образы. И вот мы едем к вдове художника Вере Александровне. Алёна Ларина готовится к съёмкам всегда очень тщательно, изучает материалы о человеке, с которым ей придётся творчески общаться. Благо, в этот раз о многом говорили картины самого Полюшенко. И работа началась. Вот тогда я впервые познакомилась с фотографиями, сделанными с помощью монокля. Представьте себе лицо очень пожилой женщины, на плечах которой светлая шаль, великолепные морщины, как русла рек, стекаются к невидимому океану, в глазах – неподдельный артистизм и готовность к общению. И всё это в лёгкой розоватой дымке, словно бы сквозь сон, словно бы сквозь завесу беспощадного времени…
В эту книгу вошли также исполненные в тонком лирическом ключе фотопейзажи, которые были выполнены на берегах Клязьминского водохранилища, в деревне Сорокино, в тех местах, где творил в своё время Андрей Полюшенко. Фотохудожник Алёна Ларина тяготеет не к «видописи» как скучному протокольному перечислению определённого видеоряда, но именно к стремлению запечатлеть свои «чувства по поводу», о чём хорошо сказал И. Бунин: «Нет, не пейзаж влечёт меня, / Не краски жадный взор подметит, / А то, что в этих красках светит: / Любовь и радость бытия». Сегодня в искусстве существует термин «светописцы» – художники, умеющие прочувствовать дух, атмосферу объекта, понять его высший смысл.
Фотографу подчас не приходится считаться ни с неблагоприятными погодными условиями, ни с трудностями выбора элементарной «точки опоры». Снять во что бы то ни стало, сделать удачно выбранную композицию предметом искусства – задача не из лёгких. Пришлось мне наблюдать, как работает Алёна Ларина, зимой, на крыше строящегося в Одинцове 24-этажного дома. Это было воплощение идеи – рассказать в иллюстрированной книге о новейших строительных достижениях Подмосковья. Честно говоря, когда мы поднимались на открытом лифте, мне уже стало не по себе. Если бы я должна была снимать, облокотившись двумя руками и почти перегнувшись через каменный парапет на такой высоте, да ещё держа камеру замёрзшими руками, посмотрели бы вы, что из этого получилось! Но Алёна работала спокойно, как будто всю жизнь тренировалась «ходить по канату». Эти её снимки до сих пор напоминают мне о силе и высоте творческого вдохновения. На одном из них – голуби, поднявшиеся в облака над городским пейзажем нового Одинцова, и, конечно, солнце, проливающее на землю свою неподражаемую светопись.
В творческой копилке А. Лариной целые циклы снимков, посвящённых архитектуре Подмосковья. Храм Иоанна Богослова, восстанавливающийся ныне в селе Красном, она воспринимает не только как сторонний наблюдатель, пусть даже и с фотоаппаратом, но как прихожанка, прилагая к своим работам всю палитру чувств. Интересны её снимки в школе-пансионе для православных ребятишек в деревне Плёсково Подольского района. Это бывшая усадьба Шереметевых. И фасад здания, и его интерьер, да и сама жизнь пансиона – всё представляет интерес для современного зрителя. Архитектура любит симметрию, но художник подчас стремится найти элементы божественной асимметрии – то ли в полёте птиц, то ли в фигурке случайного прохожего…
Недавно в издательстве «Оникс» вышла книга-альбом Алёны Лариной, где представлены её фотоработы последних лет. Она очень любит путешествовать и, как всякий художник, переживает всё увиденное в образах. Здесь и океанские пляжи, и кварталы Парижа, и сказочные горные пейзажи, и великолепные павлины, и, конечно, портреты. Многие фотографии в книге эмоционально поддерживаются другими из того же цикла, что создаёт ощущение полноты высказывания. Но и это ещё не всё. Большую смысловую нагрузку несут стихотворения автора снимков, переведённые также на французский язык. Альбом называется «Шаг к свету». Название рождает множество ассоциаций, но одно несомненно – Алёна Ларина в своём творчестве «озвучивает» вопросы, на которые пытались ответить многие и многие «светописцы» прошлого.