Наши сограждане читают мало книг, потому что не интересно или потому, что не хватает книжных магазинов?
Сегодня, в день открытия Национальной выставки-ярмарки «Книги России», своими наблюдениями делится главный редактор издательства «Вече»
Сергей ДМИТРИЕВ.
– Какие тенденции современного книжного рынка вы могли бы отметить?
– В прошлом году наблюдалось падение тиражей примерно на семь процентов, на денежном обороте это не отразилось, потому что книги дорожают, но количество экземпляров уменьшилось. В этом году – такая же тенденция. Книга слегка отступает перед новыми информационными технологиями, внимание читателя переключается на Интернет, на телевидение и другие источники. Это не самый плохой путь, потому что если человек читает в Интернете книжку – он всё равно читает, это хорошо. Да и аудиокниги составляют конкуренцию, хотя, я думаю, пусть уж лучше человек книгу слушает, чем современную эстраду. Но всё равно для издателей в этом есть некая проблема. Я думаю, в этом году падение продолжится процентов на 5–7. А ведь наш книжный рынок не столь велик, как кажется на первый взгляд, половина книг издаётся тиражом около тысячи экземпляров. Это ведомственные издания, методические пособия, то есть книги не для рынка. Сегодня по количеству читаемых книг мы занимаем одно из последних мест в Европе, у нас выходит три книги в год на человека, а в Англии – 7–8 книг. Общее количество издаваемых книг у нас и в Англии примерно на одном уровне, но у нас население больше. Даже американцы больше нас читают, другой вопрос, какие у них книги – у них и комиксы считаются книгами, а у нас нет.
– Что можно сделать для исправления ситуации?
– На наш взгляд, спасти положение может только большая государственная программа поддержки чтения, которая сейчас разработана Российским книжным союзом совместно с Министерством печати. Чем она может помочь? Привлечь внимание к книге как к объекту культуры. Причём привлекать внимание надо в семье, в школе, в библиотеках, в кинематографе.
Проблема ещё и в том, что в России мало типографий. Задержка книг бывает порой на месяц-два из-за того, что типографии перегружены. И некоторые издательства начинают печатать за границей: в Венгрии, Финляндии и даже в Китае. Это и дешевле, и ещё проблема в том, что у нас типографий больше не становится, оборудование в них устаревает, и поэтому они выдают книги недостаточно высокого качества. В чём причина? Книгопечатание считается не очень перспективной отраслью, поэтому инвесторы не спешат вкладывать деньги в типографии.
Ещё нужно расширять сеть книжных магазинов, их сейчас жутко не хватает. Если в городе, ну, скажем, в Самаре есть пять книжных магазинов, то когда там открывается шестой – в первых пяти продажи не падают, а в новом – растут. В целом продажи в одном городе могут, таким образом, вырасти в несколько раз. Это свидетельствует о том, что людям остро не хватает возможности купить книги. А сельское население и жители маленьких городов – по России это 35 миллионов человек – вообще не имеют доступа к книге, кроме подписки. В городах с населением меньше 50 тысяч есть только книжные лотки, но на них продаётся только массовое чтиво. Причём замечено, что по подписке попсовая литература идёт хуже, чем прикладная литература или классика.
– А как быть с модой на сокращённые версии классики?
– Честно говоря, это издержки учебного процесса. Когда надо к экзамену по литературе прочитать 500 произведений, конечно, это нереально, особенно если речь идёт о произведениях, сложных даже для студента, а тем более для школьника. Да и общество наше современное, к сожалению, стало более динамичным, более прагматичным. Люди рассуждают: зачем я буду читать пять страниц размышлений Пьера Безухова, если можно пересказать их в одном абзаце? Суть понял – и пошёл дальше.
– Но всё-таки есть люди, которые стремятся читать, и их не так уж мало?
– Да, несмотря на эти проблемы, в обществе сохраняется интерес к хорошим книгам. Тут уж самое главное – понять, какие именно книги нужны читателю. Над этим сейчас все издатели ломают голову. Мы для себя уже лет 15 назад определили основное направление: историческая литература, как художественная, так и научно-популярная, и продолжаем его развивать. В серии «Казачий роман» мы издали все произведения генерала Краснова. Мы и Фёдора Крюкова выпустили. А когда стали выпускать серию «Военные приключения», оказалось, что это большая удача, подобная литература очень востребована. И «Семнадцать мгновений весны», и «Адъютант его превосходительства» – все эти старые вещи, которые мы помним с детства, очень нужны современному читателю. Люди нуждаются в героических примерах.
– Есть мнение, что русские не умеют хвастаться – даже рассказ о настоящем подвиге у нас получается сухим и лаконичным. И традиций отечественного лёгкого чтения, хорошей беллетристики у нас до недавнего времени не было. Эта ситуация меняется?
– Меняется. Вот мы говорили, что сейчас литература о военных приключениях пользуется устойчивым спросом. Сейчас есть уже книги и об афганской войне, и о чеченской, и об участии наших соотечественников во вьетнамской войне, в военных действиях в Анголе и Мозамбике. О чеченской войне, например, пишет Николай Иванов, он сам там воевал. Люди всё это прошли и теперь пишут об этом. Так на наших глазах творится история. Поэтому я думаю, что количество таких романов будет увеличиваться. Мы тоже будем придумывать новые повороты этой классической темы.
– А дети и подростки читают такие романы?
– Именно они, на мой взгляд, и читают. Наблюдается такое явление – подобные книги читает либо поколение от 45 лет и старше, либо молодёжь. Сужу об этом по читательским письмам, встречам с читателями. Я считаю и всегда считал, что любовь к чтению – это семейная традиция. Когда есть домашняя библиотека, когда родители заботятся о приобщении к книге, тогда дети начинают читать. Бывает, конечно, и наоборот – подростковая среда заставляет читать те или иные книги. Кто-то читает Гарри Поттера, кто-то – книги о футболе. Есть любители истории, которые читают про древние языческие времена. Нынче часто говорят о засилье Донцовой и ей подобных. Я специально выяснял, сколько продаётся такого чтива, оказалось – 10 процентов. Если бы у нас на телевидении было только 10 процентов попсы, представляете, как было бы хорошо? А на книжном рынке так и есть. Другой вопрос, что эти 10 процентов – всегда на виду, их агрессивно рекламируют. Но с другой-то стороны, издаётся 5–7 процентов высокогуманитарной литературы. Да и в приключенческой литературе есть своя классика, уходящая корнями в XIX век, в ней сильно нравственное начало, правильное представление о добре и зле.
Страницу подготовила