Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Любовь к Сосело поэтов грела

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ

Герберт КЕМОКЛИДЗЕ, ЯРОСЛАВЛЬ

Доля литературных передач на центральных телеканалах продолжает сокращаться. Даже на канале «Культура» выходные дни стали свободными от литературы. Видимо, литература -тяжкое бремя для телезрителя, и в выходные впо­ру перевести дух. Но в будни литература всё же была представлена. Правда, о Руставели говори­лось всего десять минут, а сериал профессора Бо­риса Аверина о роли мистической любви в жизни Василия Жуковского, Льва Толстого, Валерия Брюсова и Андрея Белого был повтором.

Героем литературного месяца оказался почему-то Сталин. Вообще этот исторический персонаж по упоминаемости превосходит все другие. Так что если он не станет символом России, то лишь отто­го, что уступит тому, о ком представление будет составлено по житиям, а не по документам.

Бенедикт Сарнов сразу на двух каналах рассказывал о своём трёхтомнике, посвященном перепис­ке Сталина с писателями: у Александрова в «Разно­чтениях» и у Максимова в «Ночном полёте». Роль диктатора в писательской жизни эпохи его правле­ния можно оценивать по-разному, но думается, ин­терес вождя к литературе был вызван не только идеологическими соображениями, но и тем, что сам он был в юности подающим надежды поэтом, скр^1вавшимся под псевдонимом Сосело. Может быть, то, что он не только учредил, но и опекал премию своего имени в области литературы, было подготовлено собственным стихотворением, по-свящённым грузинскому Некрасову - Рафаэлу (Ра-фиэлу) Эристави, где были строки: «Певца отчиз­ны труд упорный / Награда увенчать должна: / Уже пустило семя корни, Теперь ты жатву пожи­най». По-грузински это звучит лучше, чем в данном переложении, но Сталин не поддержал угодничес­кую идею Берии издать к 70-летию сборник своих стихов в переводах Пастернака и Тарковского, так что лучшего перевода мы не знаем.

Наиболее заметными литературными передача­ми стали фильмы циклов «Засадный полк» Льва Аннинского о Константине Симонове и Маргари­те Алигер на «Культуре» и «Исторические хрони­ки» Николая Сванидзе о Корнее Чуковском на ка­нале «Россия». И во всех трёх фильмах как непре­менное действующее лицо фигурировал Сталин.

Разумеется, наибольшую роль он сыграл в жиз­ни Константина Симонова, которого никаким об­разом не преследовал за княжеское происхожде­ние. Ведь и боготворимый Эристави был князем. По количеству Сталинских премий, венчавших «певца отчизны труд упорный», племянник доре-волюционного ярославского губернатора Николая Оболенского Константин Симонов превосходил всех прочих писателей. Правда, награды были удо­стоены не два вечных стихотворения, за которые справедливо зачислил его Лев Аннинский в вели­кие поэты ХХ века - «Ты помнишь, Алёша» и «Жди меня», а пьесы, которые теперь не ставятся.

Преданность Константина Симонова Сталину была так известна, что ему доверили первым после Маленкова, Берии и Молотова произнести речь на похоронах Сталина. Уже вслед за ним подошли к ми­крофону композитор Дмитрий Шостакович, авиа­конструктор Александр Яковлев и настоящий чело­век Алексей Маресьев. Кстати, все выступавшие, кроме Берии, вошли в длинный список претендентов на звание «Имя России», но в короткий попал толь­ко Сталин. Много лет позже скажет Симонов о Ста­лине словами своего героя в романе «Солдатами не рождаются»: «Это человек великий и страшный». А потом добавит от себя: «Не только страшный -очень страшный, безмерно страшный»

Маргарита Алигер, сокурсница Симонова по Литинституту, имела только одну Сталинскую премию - за поэму «Зоя». Указ об этом Сталин подписал 21 марта 1943 года, а через две недели поэтесса по­просила передать свою премию - 50 тысяч рублей -«на вооружение Красной Армии, на усиление её ар­тиллерийского оружия». Так что премия её обруши­лась на врага залпами «катюш» в ходе очередного «сталинского удара». Через 25 лет, в период правле­ния Хрущёва, выразившего в резкой форме недо­вольство Маргаритой Алигер за её содействие в из­дании «оттепельных» произведений, в том числе «Рычагов» Александра Яшина, она категорически откажется вымарать из поэмы «Зоя» всё то, что на­писала, развивая ответ Зои палачам: «Сталин на по­сту». И пояснит: «Я знаю оценку, данную Сталину и его деятельности историей, и этим я сегодня отлича­юсь от Зои. Такого различия не было между нами, когда писалась поэма, и я не считаю себя вправе кор­ректировать её теперь с высоты своей сегодняшней умудрённости». А многие спешно корректировали.

Корней Чуковский Сталинских премий не имел, хотя по значимости вряд ли уступает двум предыдущим. И совсем не потому не имел, что, как полагают ныне многие, вообще «спасибо» должен был сказать, что не пострадал за «Тараканище», в котором усмат­ривается образ Сталина. Но уж, наверное, диктатор хорошо знал, что поэтическая эта детская сказка бы­ла написана ещё в 1921 году, когда он если и шевелил усами, то лишь в должности наркома по делам нацио­нальностей, не будучи «и лесов и полей повелителем». Распространено также мнение, что Сталин по­хвалил «Тараканище» на XVIII партийном съезде. Может, это и так, но не в отчётном докладе, который в экономической части читается удивительно совре­менно, будучи посвящен экономическому кризису и депрессии в капиталистических странах. В отличие от тогдашних производственных успехов СССР. Может, Чуковский и получил бы премию за детские стихи, но он публично от них отрёкся после нападок Крупской, поддержанным письмом, принятым наркомовскими жёнами на собрании родителей кремлёвского детско­го сада. А известно, что Иосиф Виссарионович не больно дорожил мнением Надежде! Константиновне!.

Что Чуковский не пострадал в жуткие време­на, можно, скорее, объяснить его по крайней ме­ре внешней лояльностью к страшному тогдашне­му режиму, в котором он вместе с Пастернаком видел определённые достоинст­ва, полагая, что культ личности -вещь скверная, но культы дву­личности, безличности и налич­ности тоже не сахар.

Обсудить в группе Telegram

Герберт Кемоклидзе

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS