Город двух президентов. – М.: Военный парад, 2011. – 159 с. – 1500 экз.
Книга Олега Мисковца – это книга человека городского по духу и современного по культуре. Мир его стихов – это жизнь крупного мегаполиса, душевные поиски горожанина на стыке самых разных «жанров» существования: лирики, политики, личных отношений, истории.
Город двух президентов – это, понятно, Санкт-Петербург, и ему посвящено, может быть, лучшее в книге стихотворение:
Город двух президентов и трёх революций,
город русских царей и немецких принцесс,
благородных девиц и матросских иллюзий,
город нашего рока до Цоя и без…
Эти двадцать восемь строк, посвящённых Питеру, полны реалий и той тайны, которую может почувствовать разве что истинный петербуржец.
Но в книге Мисковца на самом деле два героя, два великих города России – не только Питер, но и Москва, огромная, зимняя, неласковая, но прекрасная в своей цельности. В стихотворении «Деревья в зелёной дымке на Сретенском и Цветном, влюблённые жгут на Ордынке сердца тех, кто вдруг не влюблён» автор сближает оба великих города России:
Размытые фотоснимки
фотограф-апрель не силён…
…настигнутый вдруг на Ордынке
был ветром знакомым пленён…
Конечно, ветром, залетевшим с Невы…
Основной мотив книги можно определить как мотив одиночества, человеческого отчуждения в сегодняшнем мире и поиска вечной любви. Эти темы сквозят в таких стихах, как «За олигарха выйти замуж» или «Весна в Манчестере (Я остался один на планете с ненадёжным названьем любовь…)».
Говоря о книге «Город двух президентов», нельзя не отметить постоянное присутствие «за кадром» стихов Иосифа Бродского. Как открытое в виде эпиграфов к стихам на страницах 14, 38, 42, 48, 100, так и в виде скрытых цитат, что говорит о ещё непреодолённом влиянии большого мастера. В принципе в литературной учёбе ничего плохого нет. Но нам представляется, что в книге всё-таки избыток литературного: эпиграфы из Чуковского, Бунина, Георгия Адамовича, Пастернака, Андерсена, А. Васильева, В. Цоя, В. Маяковского, Гёте волей-неволей отвлекают от личности и образа самого автора или его лирического героя. Однако наша задача – не поиск недостатков, а попытка привлечь внимание автора и его читателей к тому, куда и как направлено лучшее в этом поэтическом сборнике. В то же самое время это говорит и о серьёзной начитанности, о том, что в мире культуры поэт ощущает себя естественным образом, как кто-то, может быть, в мире природы.
Например, отсюда стихотворение «Маргарита?» как отсылка к великому роману:
…Летишь над столицею сонной
фарватером звёзд и планет.
«Невидима, – хрипло, и томно –
свободна», и видимо мне.
В чём спасение человека? В алкоголе? В забытьи? В отторжении от пугающих реалий? В нарочитом цинизме? Обо всём этом тоже говорится в книге. Но главное, как нам видится при внимательном прочтении, спасение личности и мира в любви. Мысль не самая оригинальная, но одновременно всегда новая и, главное, выстраданная собственной судьбой: «кратчайшее расстояние между двумя точками – любовь…». И тогда по дороге в сторону любви не напрасно появляется пушкинское эхо:
…я Вам пишу, порою глупо
и неумело, в Вас влюблён
так недоверчиво, как будто
вы – сон, волшебный краткий сон,
я Вам пишу, как не умею,
как никогда бы не писал…
вокзалов гул в тиши отелей
то плакал, то кого-то звал…
Олег Мисковец в своих стихах пытается найти кратчайшее расстояние к главному в сегодняшнем мире.