Ирэна Сергеева. Вера и верность, или Любовь не перестанет: роман в четырёх частях. – СПб.: Петрополис, 2020. – 269 с.
Кто-то из классиков сказал, что если романы обычно заканчиваются свадьбой, то в жизни со свадьбы всё только начинается.
Всего лишь веточка
Когда Ирэна Сергеева написала свой роман «Любовь моя, душа моя, или Семейные тайны», то закончила его, как велит многовековая традиция, именно свадьбой. Однако логика повествования, движение мысли, заданное автором, властно потребовали продолжения. Классическая схема «они любили, страдали, потом преодолели все препятствия и поженились» оказалась тесна для книги: героев «Любви моей...» – Павла и Варвару Глинских – нельзя было бросить там, где для них всё только начиналось. Тот, кто читал роман, знает, что Ирэна Сергеева ставит любовь мужчины и женщины в основу таких понятий, как «народ», «Родина», «история родной страны». Созидая свою семью, человек непосредственно участвует в бытии своей Родины: его род продолжается и вплетается в историю страны, внося что-то новое, что-то доброе в то необъятное сооружение, что было возведено предками.
Не знаю, может быть, эта мысль и проста. Но одно дело, когда мы бездумно повторяем сухую формулу «Семья – это ячейка нашего общества» (и представляется бездушный ряд ящичков-ячеек в камере хранения). Совсем другое дело, когда читаешь книги Ирэны Сергеевой, в которых любовь, семья расцветает и растёт, становясь крепким деревом в цветах и плодах, – а потом автор вдруг показывает тебе, что это – всего лишь веточка на могучем стволе родного народа. Не случайно же в третьей книги трилогии изображение родословного древа преподносится одному из героев как самый дорогой подарок.
Создавая иллюзию музыки
Да, вот мы и заговорили о трилогии и о третьей её книге: «Вера и верность, или Любовь не перестанет». В стремлении проследить произрастание, цветение и плодоношение семьи Глинских, Ирэна Сергеева написала третью книгу цикла. В жизнь вступает третье поколение рода, который в начале первой книги казался практически вымершим, а в третьей стал похож даже не на древо, но на богатый цветущий сад.
Хочу признаться, что третья книга трилогии более двух других напомнила мне о том, что автор её – поэт. Есть какое-то неуловимое сходство этого романа со стихотворным сборником – умело составленным, в котором одна мысль логично перетекает в другую, одно чувство естественно перетекает в другое. Дело даже не в том, что в прозаический текст тут нередко вплетаются стихи. А, может быть, в том, что у каждого из героев есть своя лирическая тема, что каждый – как особое стихотворение.
Если хотите, можно сказать и так: роман напоминает хорошо подобранный букет, где ни один цветок не повторяет и не заслоняет другой. Если же говорить об основных темах нового романа, то, помимо темы любовной, которая здесь остаётся основополагающей, как и во всей трилогии в целом, – то их две: музыка и архитектура. Герои «Веры и верности.» строят, поют, музицируют; читатель от страницы к странице рассматривает внутренним взором возведённые здания, интерьеры, обстановку – или слушает музыку, пение.
Надо иметь определённую писательскую смелость, чтобы заставить героя петь и музицировать: не так-то просто убедить читателя в том, что музыка действительно звучит, а пение и вправду прекрасно, не так-то просто создать иллюзию музыки. Ирэна Сергеева добивается этого, помещая свои «музыкальные моменты» в определённую, хорошо прописанную архитектурную обстановку, в умело организованные интерьеры – и «немая музыка» архитектуры помогает читателю услышать игру музыкантов. Когда закрываешь книгу и возвращаешься памятью к только что прочитанным страницам, именно эти два ощущения преобладают в душе: любование красивыми зданиями и удовольствие от хорошей музыки.
На службе главной идеи
Но не подумайте, что роман – это разрозненная цепь лирических описаний! Нет, он, как и два предыдущих, имеет живой, развивающийся сюжет, порою приобретающий даже авантюрную остроту (история с кражей картины). И конечно, как и в прежних книгах трилогии, перипетии сюжета служат как бы иллюстрациями для развивающейся мысли автора – и мысль эта всё та же: любовь мужчины и женщины творит историю родной страны. Мне очень жаль, что я не могу пересказать вам «детективную» линию романа – не хочу раскрывать тайны книги, давать, как сейчас выражаются, «спойлер», – но меня попросту восхитило то, как Ирэна Сергеева поставила этот совсем не лирический сюжет на службу своей главной идее: здоровый, растущий род притягивает к себе всё новых и новых людей, прививает их новыми ветвями на своём древе.
Та же мысль звучит и в одной из главных тем романа: в истории певца Дэвида Хоравы, грузина по происхождению, испанца по гражданству, человека талантливого и богатого душой, но оторванного от родной почвы, потерявшего любимую женщину… Страница за страницей мы видим, как соприкосновение с родом Глинских, постепенное вхождение в его орбиту возрождает Дэвида к новой жизни, наполняет его новыми творческими силами – если под творчеством понимать не только его пение (а Дэвид – прославленный на весь мир певец), но и способность к новой любви…
Подобным же образом возвращается на свою родную землю американский адмирал Джордж Ловин, который оказался Георгием Ивановичем, потомком русского дворянского рода. Лишь соприкоснувшись с семьёй Глинских, он обретает успокоение в конце своей длинной и трудной жизни.
Ручейки людских судеб
Читатель, прошедший всеми дорогами трилогии, видит удивительную картину: в основе бурного цветения многочисленного рода, вбирающего в себя всё новые и новые ручейки людских судеб, дающего всё новые и новые побеги, лежит один душевный порыв, что когда-то соединил Павла и Варвару. Одна любовь оказалась способна не только спасти от отчаяния, вырвать из бессмысленности бытия двух влюблённых но и создать некую новую реальность – род. И этот род вызывает из небытия забытые, казалось, навсегда страницы отечественной истории и созидает будущее страны, созидает так же уверенно и красиво, как Павел Глинский создаёт свои постройки – от загородных особняков до православного храма.
Пожалуй, ни в одной из книг трилогии род не предстаёт такой единой (несмотря на все различия составляющих его личностей), такой творческой силой, как в «Вере и верности...». Не пишу слово «род» с большой буквы только потому, что это право сейчас украдено нашими новоиспечёнными язычниками, а вообще-то, по моему глубокому убеждению, Род, как и Родина, как и Россия, нужно писать именно так – как одно из основополагающих понятий земного человеческого существования.
Трилогия Ирэны Сергеевой убедительно доказывает эту мысль.
...Какова она – любовь, которая связывает героев и героинь книги? Она очень земная, очень телесная – и вместе с тем устремлённая к небесам. Назвать это противоречием может только человек, никогда в жизни не любивший. Православие говорит о триединстве человека: о духе, о душе и о теле. Они не враждуют друг с другом, но питают и дополняют друг друга, и как тело мертво без души, так и душа несовершенна без тела. Ирэна Сергеева как православный человек знает этот догмат веры, а как талантливый писатель умеет воплотить его, создавая живые, зримые, убедительные образы.
Символ мировой гармонии
И ещё раз вернусь к музыке, звучащей со страниц романа. С давних пор музыка для человека – это символ мировой гармонии. Именно в таком качестве она присутствует и в «Вере и верности...» – как образ обретённой гармонии, не застывшей в себе самой, но развивающейся, устремлённой в будущее. Устремлён в будущее и роман Ирэны Сергеевой, ибо трудно представить, что теперь сможет оборвать историю рода Глинских. Будет ли продолжение у книги, станет ли трилогия тетралогией? Это праздный вопрос: не нам определять творческую волю писателя. Но уже сейчас перед нами – впечатляющая картина Любви Созидающей, Любви Творящей. Как хотелось бы, чтобы эту картину увидело как можно больше наших соотечественников!..
Заряд, заложенный в трёх романах, способен, как мне кажется, воспламенить души людей, уставших от бесконечной нелюбви, которой насыщена наша современная жизнь. Быть может, именно по пути семейного, родового возрождения Россия и придёт к новому рассвету? Хочется верить в эту мысль, и помогает в этом замечательная трилогия Ирэны Сергеевой: «Любовь моя, душа моя, или Семейные тайны», «Надежды сердца моего, или Ключи от прошлого», «Вера и верность, или Любовь не перестанет».
Сергей Ольховецкий