Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Любовь, судьба, война, мечта

01 января 2007

Евгений ФЕДОРОВСКИЙПо всем обстоятельствам Лариса Васильева, в эти дни отмечающая юбилей, не должна была стать поэтом. В нашей литературе с некоторых времён не принято начинать свой путь в поэзию без некоего входного билета в виде обязательной не то ущербности, не то бомжатности, ушибленности судьбой, без печати мировой скорби на измождённом челе. А тут с парадного входа, поступью завоевательницы врывается молодая красивая поэтесса, ни на что не жалуется, не посыпает голову пеплом, да ещё и со счастливым ощущением радости жизни:

А я, весёлая, иду
В своей сиреневой сарпинке
И, щурясь, яблоки кладу
На дно соломенной корзинки.

С первых стихов Лариса Васильева постигла вкус к той ни с чем не сравнимой свободе, каковую даёт поэту фольклор, перед дерзкой изобретательностью которого меркнут надуманные выкрутасы модернистов. Она прошла серьёзную школу изучения языка на филологическом факультете МГУ. Семинар по древнерусской литературе вели выдающиеся профессора Н. Гудзий и А. Кокорев.

Васильеву любят за удачливость, реализованность во всём, чем бы она ни занималась.

Если бы в России имелся свой эквивалент «американской мечты», Лариса Васильева вполне могла бы претендовать в нашем обществе на роль женщины, в которой воплощено её достижение. Одних только ярких людей, с кем сводила её судьба, хватило бы на несколько жизней. Это Михаил Шолохов, Вера Марецкая, Юрий Гагарин, Сергей Наровчатов, Сергей Орлов, Николай Рубцов, Юрий Селивёрстов, крупные военачальники, дипломаты, политики, «кремлёвские жёны»…

У поэтессы было счастливое детство (если позволительно сказать так о военном детстве), дружная семья, окружённость любовью, раннее чувство уверенности от присутствия мужского начала в доме – с удивительным отцом, Николаем Алексеевичем Кучеренко, известным военным конструктором, одним из создателей легендарного танка Т-34.

Отсюда её отношение к истории через благородное и благодарное отношение к фронтовому поколению. Оно не позволило Ларисе Васильевой вписаться в обойму ровесников. В отличие от них, отказавшись от проторённого пути, она выбрала сложные лабиринты исторической памяти, выбрала долг и право быть соединяющим звеном между прошлым и будущим:

И кажется мне – я на свете
Пять жизней чужих прожила:
Рогнедой была, Ярославной
Разбитого князя ждала.

Исторические стихи Ларисы Васильевой очень женские по своей болевой, страдательной сути. Фактически они сводятся к одной теме – к безумию бесконечных войн, похожих на страшные видения Гойи. В женской диалектике Ларисы Васильевой эта одна тема имеет четыре стороны света, своё пространство и время:

Четыре темы у меня,
Четыре мрака и огня:
Любовь, судьба, война, мечта.

Однако среди её открытий, предчувствий, заблуждений неизменным остаётся главное – опыт её души и сердца, выстраданный опыт народа и родной земли, где всегда остаётся счастье чувствовать себя своим в своём доме. Какие бы перемены ни происходили, чем бы ни смущали наш доверчивый слух, рано или поздно перемены кончаются, туман лукавых слов рассеивается, остаются только вечные ценности.

Геннадий КРАСНИКОВ

«ЛГ» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес своего давнего автора.

Продолжение темы

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Красников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS