По всем обстоятельствам Лариса Васильева, в эти дни отмечающая юбилей, не должна была стать поэтом. В нашей литературе с некоторых времён не принято начинать свой путь в поэзию без некоего входного билета в виде обязательной не то ущербности, не то бомжатности, ушибленности судьбой, без печати мировой скорби на измождённом челе. А тут с парадного входа, поступью завоевательницы врывается молодая красивая поэтесса, ни на что не жалуется, не посыпает голову пеплом, да ещё и со счастливым ощущением радости жизни:
А я, весёлая, иду
В своей сиреневой сарпинке
И, щурясь, яблоки кладу
На дно соломенной корзинки.
С первых стихов Лариса Васильева постигла вкус к той ни с чем не сравнимой свободе, каковую даёт поэту фольклор, перед дерзкой изобретательностью которого меркнут надуманные выкрутасы модернистов. Она прошла серьёзную школу изучения языка на филологическом факультете МГУ. Семинар по древнерусской литературе вели выдающиеся профессора Н. Гудзий и А. Кокорев.
Васильеву любят за удачливость, реализованность во всём, чем бы она ни занималась.
Если бы в России имелся свой эквивалент «американской мечты», Лариса Васильева вполне могла бы претендовать в нашем обществе на роль женщины, в которой воплощено её достижение. Одних только ярких людей, с кем сводила её судьба, хватило бы на несколько жизней. Это Михаил Шолохов, Вера Марецкая, Юрий Гагарин, Сергей Наровчатов, Сергей Орлов, Николай Рубцов, Юрий Селивёрстов, крупные военачальники, дипломаты, политики, «кремлёвские жёны»…
У поэтессы было счастливое детство (если позволительно сказать так о военном детстве), дружная семья, окружённость любовью, раннее чувство уверенности от присутствия мужского начала в доме – с удивительным отцом, Николаем Алексеевичем Кучеренко, известным военным конструктором, одним из создателей легендарного танка Т-34.
Отсюда её отношение к истории через благородное и благодарное отношение к фронтовому поколению. Оно не позволило Ларисе Васильевой вписаться в обойму ровесников. В отличие от них, отказавшись от проторённого пути, она выбрала сложные лабиринты исторической памяти, выбрала долг и право быть соединяющим звеном между прошлым и будущим:
И кажется мне – я на свете
Пять жизней чужих прожила:
Рогнедой была, Ярославной
Разбитого князя ждала.
Исторические стихи Ларисы Васильевой очень женские по своей болевой, страдательной сути. Фактически они сводятся к одной теме – к безумию бесконечных войн, похожих на страшные видения Гойи. В женской диалектике Ларисы Васильевой эта одна тема имеет четыре стороны света, своё пространство и время:
Четыре темы у меня,
Четыре мрака и огня:
Любовь, судьба, война, мечта.
Однако среди её открытий, предчувствий, заблуждений неизменным остаётся главное – опыт её души и сердца, выстраданный опыт народа и родной земли, где всегда остаётся счастье чувствовать себя своим в своём доме. Какие бы перемены ни происходили, чем бы ни смущали наш доверчивый слух, рано или поздно перемены кончаются, туман лукавых слов рассеивается, остаются только вечные ценности.
«ЛГ» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес своего давнего автора.
Продолжение темы