Благодаря «Литературке» я встретила свою судьбу. Нашему сыночку сейчас уже 14! А чтобы повысить «коэффициент счастья», мы с мужем в 2017 году ещё и усыновили четырёх ребятишек, и сейчас с нами живут пятеро детей (семеро старших уже взрослые и живут отдельно).
Кроме городской квартиры у нас есть дом в деревне. Сажаем овощи, колем дрова, ухаживаем за домашними животными, косим и сушим сено (приобрели полезные навыки, когда одна из наших старших дочерей жила в деревне, а мы ей помогали). Ребята умело держат в руках пилу, топор, молоток, лопату, грабли, лейку!
Все три наших парня занимаются в военно-патриотическом клубе. Участвуем вместе с детьми в субботниках и автопробегах, посвящённых знаменательным датам, поём с ними замечательные советские песни («Катюша», «Три танкиста», «Взвейтесь, кострами» и другие). Кстати, у нас нет специально выделенного времени для разучивания стихов и песен. Идём в садик – учим, едем куда-то на машине – учим, стоим в очереди, например, к врачу в поликлинике, – тоже учим. Так постепенно и пополняется наш исполнительский репертуар.
Что трудно даётся – это учёба. Стараемся разбирать темы по самому трудному предмету – математике – раньше учителей. У кого слабое место – русский язык, тот делает дополнительные упражнения и пишет диктанты. А как непросто было организовать учебный процесс в удалёнку! Многодетной семье дистанционное обучение противопоказано, нам нужна только настоящая школа – с учителями, одноклассниками, живым общением, школьной формой, дневниками, уроками и переменками!
Мы очень любим собираться все вместе и стараемся многочисленные праздники отмечать всей семьёй у нас дома. Составили генеалогическое древо с фотографиями далёких предков и разместили его на самом видном месте. Пока разведали 7 поколений (добрались до конца XVIII века). Используем любую возможность знакомить детей с памятными для нашей семьи местами. Так, в 2021 году мы побывали на Орловско-Курской дуге, где в годы войны воевал дедушка наших ребят (отец моего мужа). А в 2019 году ездили в посёлок Махнёво, чтобы найти подвесной мост через реку Тагил, соединяющий с Большой землёй пять окрестных селений. Этот мост в 1968 году спроектировал наш папа, и во время половодья люди могут добраться до своих домов только по этому подвесному мосту. Посещение таких памятных мест, своеобразных реперных точек, – не просто развлечение. Тут происходит закрепление, срастание с важной для детей точкой земли, с Родиной.
Очень хочется, чтобы дети знали свои духовные святыни и чтили землю своих предков! С большой семьёй путешествовать, конечно, непросто, но у нас есть восьмиместная машина, на которой мы в прошлом году проехали 14 областей и побывали у Льва Толстого в Ясной Поляне, у Тургенева в Спасском-Лутовинове, у Лермонтова в Тарханах, на родине Ильи Муромца в городе Муроме.
Все мои мальчишки занимаются в музыкальной школе, играют на баяне и аккордеоне, в оркестре народных инструментов, девочек буду записывать в этом году. Мы много поём, но, к сожалению, не так часто выбираемся в театр, всё-таки для большой семьи это накладно! Ещё одна проблема – невозможность уединиться, поговорить с каждым по душам, проанализировав прожитый день и совершённые в нём ошибки. Ведь все всегда на виду друг у друга.
Мама, конечно, должна быть только домохозяйкой, особенно в такой большой семье, но то, что я ещё и преподаватель вуза, во-первых, добавляет мне уважения детей, а во-вторых, играет важную роль в их нравственном становлении: ребята знают, что их родители – труженики, и это знание накладывает на детей дополнительную ответственность, они должны быть более собранными и строгими к себе.
У наших детей нет сотовых телефонов, нет личного доступа к интернету и соцсетям. В отличие от сверстников, они умеют общаться и взаимодействовать друг с другом. А подавляющему большинству (особенно единственным детям в семье) техника как раз и заменяет то живое общение, которое у наших детей в достатке и даже избытке! Наверное, если бы ребёнок в семье был один, нам было бы трудно «держать оборону» и мы бы всё-таки купили ему желанную игрушку («Ну как же – у всех есть, и у меня должна быть!»). Но именно потому, что детей в семье много и они настоящая команда, настоящий маленький отряд, такое ограничение – живём без телефонов! – они воспринимают естественно и органично.
Возможно, кому-то может показаться, что у нас не жизнь, а сплошная идиллия! Но это не так. Дети постоянно выкидывают какие-нибудь коленца. Например, у нас периодически пропадают деньги или кто-то из детей вдруг без предупреждения решает отправиться в дальний поход… Спокойной жизни нам, видимо, ещё долго не видать!
Но, с другой стороны, нам с мужем морально гораздо легче, чем родителям с одним ребёночком. Недостатки детей (а они есть у всех) не воспринимаются как трагедия, и если один огорчит, то другой непременно порадует!
Наша задача – постараться подарить своим детям счастливое детство: не праздное и слащавое, а активное, яркое, наполненное событиями, открытиями и приключениями. Чтобы, преодолевая трудности, решая сложные задачи, дети вырастали закалёнными, настоящими бойцами в будущих великих битвах! Порадуйтесь за нас!
Татьяна Лебедева