Освобождённый Эдем. – СПб.: Terra fantastica, 2008. – 414 стр. (Серия «Philosophy»).
Книга, где автор оперирует такими понятиями, как Ризома – «безматричная реальность», новое состояние бытия, Дао, Хаос и Структурный Космос, рассчитана, разумеется, не на всякого читателя. Об этом стоит предупредить сразу.
Автор исходит из того, что вся цивилизация – это некое непрерывное богоборчество, стремление лучших человеческих умов найти пути вернуться в сады Эдема, из которых человек был изгнан. Вернуться, овладев собственным, доселе лишь божественным, умением создавать и устраивать миры, а прежде всего самого себя. То есть наделив Бога человеческими чертами, он неотвратимо подошёл к тому, чтобы обожествить себя. Естественно, в такой ситуации ему уже не до Бога. Всё это мы сейчас видим в кризисе христианской цивилизации.
Автор описывает зигзаги этого процесса с завидной эрудицией, оперируя понятиями и именами со времён допотопных до наших. И открывает, что постиндустриальное общество построено по тем же лекалам, что и в эпоху рабовладения, и в эпоху феодализма. «И если, вопреки иллюзиям равенства и свободы, ещё недавно сиявшим в концепциях социализма и либерализма, классическая структура общества с удручающим постоянством воспроизводится, значит, истоки её – в природе самого человека, в природе мира, в глубинной сущности мироздания, рождающей раз за разом одни и те же социальные отражения», – констатирует он. И даже не ставит вопросительный знак в конце предложения.
Вопрос он ставит потом, когда восклицает: «Главный вопрос, который стоит на повестке дня, – удастся ли современным «элоям» и дальше властвовать над «морлоками»? Сумеет ли «раса господ» накинуть на мир крепкую генетическую узду, стянув её навсегда, или впереди нас ждут гигантские социальные катаклизмы, превосходящие по масштабам всё то, что знал беспокойный ХХ век?»
Видимо, не очень рассчитывая на интеллектуальные, моральные и духовные силы человечества, автор предсказывает, что путём расшифровки генома и генной инженерии можно создать тип людей, которые будут обладать прежде всего «нечеловеческими характеристиками». «Фактически, такие люди уже не будут людьми. Фактически они станут «люденами» – новыми разумными существами, появившимися на земле. Тем, кого смущает термин «людены», автор предлагает на выбор другой – «большие обезьяны». Кому что по вкусу. «Большие обезьяны» утвердят новый старый порядок – станут стеной между извечными «элоями» и «морлоками». Правда, нет никакой уверенности, что «людены» вообще со временем станут считаться с людьми – как с «морлоками», так и с «элоями». Истребят или обратят в рабство и тех, и других. И начнётся иная, «нечеловеческая» история.
Есть, конечно, кое-какие надежды на возникновение некоей «сферы разума», которая всё гармонизирует, но когда она возникнет, кто её построит?
Видятся Столярову и иные перспективы будущего.
«Запад продуцирует различные модели развития, Восток производит их сортировку, «отбор на истинность». Или, если провести аналогии со сферой политики, то Запад – это правительство и парламент, осуществляющие деятельную активность, а Восток – это Верховный суд, определяющий в ключевые моменты, насколько данная деятельность соответствует Конституции». Только не надо считать, что Запад и Восток тут понятия географические. Это – трансценденции. То есть нечто вроде «бога» или «абсолютной идеи», непознаваемое разумом и невыразимое словами…
Правда, пока не очень понятно, как это осуществить на практике. Таким признанием заканчивает книгу автор. Пока? Хотелось бы верить.