Фильм странный, для нашего кино непривычный. Он как бы на отшибе, случайный. Место действия – провинциальный русский городок, а главный герой, хоть Лена в заголовке, – таджик Максуд. Но он совсем не герой.
Таджикский актёр Парвиз Пулоди по внешним данным мог бы сыграть роль героическую в каком-нибудь истерне, да и внешне более похож на коварного и жестокого предводителя басмачей, чем на смиренного, терпеливого, трудолюбивого россиянина, какой он в фильме. Лет десять назад Максуд потерял документы и потому как бы вне закона. Всюду: и здесь, и на родине. Он не встроился официально в русскую жизнь, хотя у него русская семья: продавщица Лена – жена, двое совместных детей и дочь жены. Он их всех любит, и они – его. Те житейские коллизии, что мы наблюдаем в фильме, вполне обыкновенные, но находят необыкновенные разрешения. Это сказка о потерянном паспорте и обретённом счастье.
Меня пригласили на предпремьерный показ в Дом кино. Что заставило принять приглашение и посмотреть, привлекло и заинтриговало? Во-первых, то, что в заглавной роли актриса Анна Уколова, очень яркая, народная, подлинная, её знают по многим фильмам (в первую очередь это «Домашний арест» и «Географ глобус пропил»). То же можно сказать об очень много снимающемся Алексее Шевченкове и Николае Шрайбере, который запомнился в «Аритмии», а в сериале «Хрустальный», о котором мы тоже писали, он замечательно сыграл одну из главных ролей. Здесь они вместе с Сергеем Неудачиным играют трёх провинциальных алкашей-затейников, которые всегда приходят на выручку. В роли доброго волшебника, местного бандита-олигарха, выступил Виталий Кищенко, сыгравший много мрачных злодеев, но в последних фильмах успешно преодолевающий рамки навязанного ему амплуа.
Привлекло также имя сценаристки. Елена Киселёва писала сценарии к фильмам Андрея Кончаловского: «Рай» о французском Сопротивлении, «Грех» об итальянском Возрождении, «Дорогие товарищи» о Новочеркасском расстреле в хрущёвские времена. А здесь – вольная фантазия о русской провинции. Очень вольная, в реальности за десять лет, что в России живёт Максуд, какие-то проблемы с документами можно было бы решить вполне законными путями, но в фильме бытовая событийная точность не так важна. Это сказка о добрых русских людях, которых, конечно же, больше, чем злых. Злые здесь тоже есть, но добрые их наказывают с пугающей беспощадностью.
После демонстрации фильма перед зрителями выступили его создатели: продюсер Александр Швыдкой, оператор Всеволод Каптур, актёры Николай Шрайбер и Юлия Бедарова, и это было не менее интересно, чем собственно фильм. Они очень интересно рассказывали о съёмках в городе Кашино, что в 150 км от Москвы, о его гостеприимных несуетных жителях, которые, конечно, сильно отличаются от москвичей. Николай Шрайбер очень искренно говорил о том, какого кино нам не хватает: на экранах в основном столичная жизнь. И хорошо, что их фильм – о той настоящей России, где живёт большинство наших граждан. Из похожего городка он сам и многие члены съёмочной группы. Очень приятно, что доброкачественность и обаяние его персонажей идут, как оказалось, от цельности самого актёра.
И действительно, фильм привлекает тем, что в нём главные герои не Лена с Максудом, не все другие персонажи, в том числе их дочь (в этой роли запомнилась дебютантка Ася Зельская) и продавщица-таджичка в исполнении Сабины Ахмедовой, которая в «Содержанках» сыграла нечто диаметрально противоположное из «столичной» жизни, – а атмосфера любви, в которую каждый член съёмочной группы внёс свою лепту.