Биосоциология: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – 256 с.
Биосоциология как научная дисциплина считается у нас относительно новой. Однако по большому счёту ничего принципиально нового в ней нет, поскольку за основу этой науки взята теория эволюции Дарвина с не очень значительными поправками и дополнениями его последователей. Со школьной скамьи многие из представителей старшего и среднего поколений помнят, что «труд сделал из обезьяны человека». И только в последние десятилетия, когда тотально главенствовавшие в своё время материализм и атеизм стали понемногу уступать свои теоретические ниши религиозным и метафизическим дискурсам, дарвинизм перестал быть абсолютно господствующей доктриной.
Тем не менее биосоциологию трудно отнести к наукам, пользу коих можно и нужно оспаривать. Да, она почти начисто отрицает креационистское (божественное) происхождение всех тварей земных, включая «венца творения». Зато оснащает учащихся и просто любознательных новыми знаниями, «выработанными человечеством», предлагает в качестве пищи для размышлений и основ для дальнейших научных изысканий разнообразные факты, концепции и гипотезы.
«На генетическом уровне сходство человека (семейство гоминиды) и шимпанзе (семейство понгиды) уникально – сравнение геномов показывает, что различия на уровне ДНК не превышают 1,5%, именно они ответственны за выделение человека из среды приматов. Биохимические различия также незначительны, при исследовании других видов животных такая степень подобия для систематиков означала бы очень близкое родство – на уровне видов-близнецов», – читаем в учебном пособии, написанном учёными и преподавателями Южного федерального университета.
Однако не только биологизм-эволюционистский детерминизм положен в основу биосоциологии. Разумеется, все мы отдаём себе отчёт в том, что человек движим в своей жизни не только инстинктами, но и побуждениями более высокого порядка. И хотя животным присущи такие проявления «социального» существования, как объединение в стада и стаи, семьи и гаремы, борьба за лидерство, забота о потомстве, у разумных людей всё это подчинено качественно иным законам.
Авторы учебника «стремились избегать односторонней абсолютизации биологического или социального», при этом используя труды и видных естествоиспытателей, и маститых гуманитариев. В книге представлены тезисы Фрейда и Юнга, Парето и де Шардена, Питирима Сорокина и Ильи Мечникова, Льва Гумилёва и Николая Данилевского, Сеченова и Павлова, Фромма и Дюркгейма, Чернышевского и Бердяева и многих других. Даже Маркса с Энгельсом.
Причём второй иногда вольно или невольно оппонировал первому. Если Маркс утверждал, что «сущность «особой» личности составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальное качество», то Энгельс подчёркивал: «Уже самый факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о... различной степени животности или человечности».
Именно о том, как животное сочетается с человеческим, а биологическое с социальным, рассказали нам в своей книге учёные и преподаватели Южного федерального института.