Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Люди-призраки

01 января 2007

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

На всех почти телеканалах сегодня львиную долю сетки вещания занимают сериалы российского производства. Значит, наш малый экран – зеркало персонажей сегодняшнего дня. И если в знаменитом «Суде времени» (5 канал) учёный муж (словно бы взятый из пушкинской эпиграммы об Академии наук) не постеснялся дискриминационного «перла», что «советский человек – это антропологическая катастрофа», то о чём же сигнализирует общественному мнению «антропология» текущего телевизионного фильмопроизводства?

Всё понятно: многое в визуальном отборе типажей ныне определяет эпоха конкуренции, стандарты шоу-бизнеса… На эстраде, в роли ведущего концерта, в ток-шоу выигрышно смотрится подтянутая стройняшка, спору нет! У распустёх и «мешков с жиром» в подавляющем большинстве видео- и шоупроектов у нас нынче нет шансов, и это, в общем, справедливо. Став откликом на зов времени, плодотворно раскрылся и расцвёл на телеэкране вполне конкурентоспособный в сравнении даже с западными типаж. Поджарый, играющий мускулами (да к тому же ещё выигрышно оснащённый психологически разработанным «выраженьем на лице») не только боевик (как в лихие 90-е), но теперь ещё и благородный силовик (вспомним, например, героев И. Лифанова, А. Носика и др.). И кто бы сомневался, что здоровье и хорошая форма исполнителя – оснащение профессии!

Вот только и здесь важна степень, помогающая главному – работе над образом. Между тем границы стройности, в частности актрис и шоудив, иной раз доведены до тех пределов, которые сплошь да рядом лишают ряды главных и «фоновых» персонажей фильмов и образной неповторимости, и выразительности.

Существовали же некогда и приносили свои художественные плоды и возрастная характерность, и индивидуальная изюминка «простаков» и «толстяков», на сегодня, похоже, изжитые и замещённые тем, с чем легче управляться и что сподручнее эксплуатировать. Проще ведь всё многообразие форм бытия усреднить до обобщённой «стройности» и погнать фильмопроизводство по рецептам типовых штампов сериальной условности.

Найти точные образные и в то же время приемлемые параметры для индивидуального разнообразия форм плоти и духа, богатого в реальности, в непричёсанной жизни, – это уже искусство. То самое, которое в своё время привело на наши экраны и сделало любимцами народа «нестандартных» с точки зрения гламура и Нонну Мордюкову, и Наталью Гундареву, и Светлану Крючкову, и Наталью Крачковскую, и Вячеслава Невинного, и многих других. Да и сегодня настоящие таланты способны сверкнуть и держать на себе даже стандарты сериала, не теряя приобретений зрелости. Не мимикрируя под гламур и не напирая из кожи вон на какую-то мифическую (и уж в любом случае отличную от пубертатно-молодёжной!) «фееричность» и соблазнительность! Достаточно вспомнить Инну Чурикову в «Винтовой лестнице», Елену Яковлеву в телесаге о Каменской, Марину Неёлову (сериал «Предлагаемые обстоятельства») практически в роли самой себя – известной актрисы. Более чем убедительные и состоятельные примеры.

Но похоже, что с оттеснением на обочину творческой роли режиссёров, постановщиков на первый план сейчас выдвинулись вкусы и «габаритные» пристрастия продюсеров-маргиналов, они и определяют дело. Вот и кочуют с кукольными личиками из сериала в сериал прилизанные под один стандарт, от «модельной» худобы лишённые мимики и подобающего драматическому артисту умения резонировать всем психофизическим аппаратом условные золушки из провинции, матери семейств, бизнес-леди, женщины-следователи, героини жизненных драм (например, Елена Ксенофонтова и Юлия Маврина в телесериале «Дочки-матери» и многие другие)… К тому же выряженные только как для дефиле на подиумах и фэйшн-шоу.

В поточном фильмопроизводстве на такой лад начисто забыты заветы отечественной школы драматического искусства. По ним в создании образа, раскрытии личности иной раз важны и дороги оставленные прожитыми годами морщинки у глаз, а то и – «страшные» для гламура некоторая корпулентность и весомость форм, в которых переживания зрелой женщины резонируют иначе (порой и позаразительнее), чем у двадцатилетней фотомодели.

Так что «ондулянсион» и товарный вид – конечно, завоевание нынешних времён. Но хорошо бы было, если бы к иным теледивам вовремя приходило понимание: нажитый годами в искусстве творческий багаж, как и «мои года», – это несомненное богатство, за которое настоящие артисты могут быть любимы и без помпы «фееричности». А вкупе с талантом и настоящим профессионализмом непреходящая стройность талии и ног уж будут оценены благодарным зрителем в обязательном порядке.

Любовь ГЕРАСИМОВА, НОВОСИБИРСК

Обсудить в группе Telegram

Любовь Герасимова

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Родилась в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS