В России демонстрируется «Белфаст» Кеннета Браны о событиях в Северной Ирландии 1969 года
Если вы хотите разобраться в том, что послужило поводом для операции «Знамя», самой продолжительной военной миссии британских войск в истории, «Белфаст» не для вас. Если же хотите посмотреть невероятно милое кино с великолепным сценарием, то «Белфаст» станет идеальным кандидатом на вечер.
Белфаст у Кеннета Браны получился довольно камерным: всё ограничивается лишь небольшой улицей, парой дворовых закоулков и местной школой. Главные герои – семья ирландских протестантов, которая не по своей воле попала в гущу событий. Несмотря на то что они принадлежат как раз к той стороне, которая боролась с католиками, никакого шовинизма по отношению к последним они не испытывают. Это обычные представители рабочего класса, не развращённые националистической идеологией или религиозным фанатизмом. Отец семейства в исполнении Джейми Дорнана не раз за фильм обвиняет именно религию в случившемся и учит своего сына Бадди не делить ирландцев на наших и не наших. Сам же мальчик не понимает, что происходит вокруг него, почему одни так ненавидят других, чем первые отличаются от последних. Он, как самый обыкновенный ребёнок, впервые влюбляется, пытается завоевать расположение своей одноклассницы Кэтрин, ввязывается в авантюры с кражей шоколада из магазина, с грустью наблюдает за ссорами своих родителей и с большим удовольствием посещает театры и кино.
Фильм снят в чёрно-белом фильтре, но моменты соприкосновения с искусством показаны цветными, что создаёт ощутимый контраст. Так Бадди и другие жители Белфаста сбегают от резко изменившейся вокруг них реальности, полной разочарований и проблем. Передать эскапизм через цветовую коррекцию – интересное режиссёрское решение! Но, даже и находясь на той самой улице со «стеной мира» в конце, ирландцы стараются не унывать: дети играют в футбол, взрослые танцуют под хиты конца шестидесятых. Вообще музыка в «Белфасте» играет далеко не последнюю роль: несколько раз будет использован приём аудиовизуального контрапункта – показываемое на экране контрастирует с играющим саундтреком. Также стоит отметить операторскую работу Хариса Замбарлукоса, уже работавшего с режиссёром над «Убийством в Восточном экспрессе». Зрители наблюдают за обычной жизнью ирландцев с очень интересных ракурсов, будто бы подглядывая за их семейными драмами и комичными ситуациями через рамки окон и дверей. Актёрские работы, на мой взгляд, получились достойными номинаций на престижные кинопремии.
«Белфаст» – драма не историческая, а в большей степени семейная. Есть множество картин, раскрывающих подробности этой продолжительной бойни как с ирландской, так и с британской стороны, – можно даже составить целую хронологию, начиная от «Ветер, который качает вереск» Кена Лоуча о борьбе за независимость и заканчивая «Голодом» Стивена Маккуина о закате деятельности Ирландской республиканской армии и страшных событиях, произошедших в тюрьме Мейз. В картине Браны так и вовсе отсутствует католическая (проирландская) сторона, а вся суть конфликта сводится исключительно к религиозной интерпретации, хотя само противостояние куда сложнее и многограннее. «Белфаст» совершенно про другое. Это очередное кино о взрослении в неспокойной политико-экономической обстановке, но до чего же хорошо снятое! Это кино о людях, обычных рабочих из Белфаста, и тех, кто из-за своей нетерпимости перестал быть похожим на них.