На первый взгляд между этими профессиями – священник и телеведущий – нет ничего общего. Первый отправляет службу в церкви, другой руководит телепередачей в студии. Но ведь когда литургия и другие обрядовые обязанности остались позади, человек в рясе выходит к своей пастве с простой задушевной проповедью. Наставляет верующих на путь истинный. Тем же самым по преимуществу занимается и ведущий ток-шоу или иной телепрограммы. Таким образом, две эти ипостаси человеческого интеллекта сходятся в одной точке.
То, что телевидение пристально следит за жизнью религиозных конфессий и общин, волне закономерно. Его долг показывать все значимые общественные институты в максимальном объёме. Но так было не всегда. В советскую эпоху увидеть священнослужителя на кино- и тем более телеэкране было большой редкостью. Поп для тогдашнего кинематографа был персоной нон грата, а если и появлялся, то изображался негативно или карикатурно, как расхристанный батюшка в «Неуловимых мстителях», под парами горилки расстреливающий из нагана кабацкую утварь.
Перелом произошёл в годы перестройки, совпавшей по времени с 1000-летием Крещения Руси. Православие легализовалось на экране, стало сначала робко, а потом всё более уверенно вторгаться в эфирную сетку. После организации канала «Спас», который учредили Александр Батанов и Иван Демидов, вещание на тему христианства стало регулярным и даже круглосуточным. Человек в чёрном одеянии давно прописался в нашем медиапространстве, хотя и не всегда к месту: достаточно вспомнить депутата Глеба Якунина, носившегося, аки бес, между рядами представительного собрания. Но зато с тёплыми чувствами вспоминаются митрополит Иоанн Ладожский и отец Димитрий Дудко...
С 1994 года в эфире Первого канала появилась передача «Слово пастыря», где роль первой скрипки и медийного лица тогда принял на себя митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Его спокойные, логически выстроенные и продуманные речи, несомненно, склонили на сторону владыки многие тысячи колеблющихся и нестойких в вере соотечественников и тех, кто может смотреть наше ТВ за рубежом. Можно с уверенностью сказать, что, когда встал вопрос о выборе нового патриарха РПЦ, ответом на него стало общее признание безоговорочного авторитета Кирилла. Его и так уже все знали, а огромная популярность в народе при таких обстоятельствах приобретает решающее значение.
Но что же тянет людей с большим крестом на груди к сотрудничеству со СМИ? Конечно же – возможность выйти на аудиторию, которая на много порядков шире любого прихода.
Есть незыблемый закон общественного сознания: если человек проявляет себя в одной, специфической сфере деятельности, его успех всегда будет уступать тому, кто известен более широким диапазоном применения сил. В своё время миллионы людей зачитывались книгой отца Тихона Шевкунова «Несвятые святые», написанной свежим, живым языком. Прошло немного времени, и он проторил себе дорогу на телевидение, стал епископом Русской православной церкви, митрополитом Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии. Всех церковных и светских должностей и регалий его не перечислить. Конечно же, трамплином для такого карьерного взлёта послужило выдвижение в медийных кругах.
Но одного появления на экране для достижения ощутимого результата недостаточно: требуется природное обаяние, умение располагать к себе, убеждать. Очевидно, с этими качествами нужно родиться. Это – дар свыше, и одному он даётся, а другим – увы. Известный проповедник отец Димитрий Смирнов вроде бы и не произносил ничего особенного, а его благообразный вид, способ артикуляции, глуховатый, но уверенный в себе голос творили настоящие чудеса.
Вообще говоря, зачастую лицо человека в сфере коммуникаций часто играет решающую роль. Казалось бы, чем отличаются по внешним кондициям Пётр Толстой и Александр Сытин. И тот и другой дородные крепыши русского типа, а первое же впечатление от них – это небо и земля! Конечно, порой внешность бывает обманчивой, но чаще всего зрение не обманывает нас. Тем более это касается моментов присутствия на экране людей, облечённых церковным саном. Появляется, к примеру, в телеэфире открытое, улыбчивое лицо митрополита Волоколамского, викария патриарха Илариона (Алфеева) – и сразу настроение поднимается, на душе становится светлее, хочется дышать и жить. То же самое относится к тембру голоса, интонациям, манере речи проповедника. Важны также мимика и жестикуляция говорящего. Образующийся, таким образом, портрет склоняет на ту или иную сторону чашу весов: верить или не доверять батюшке, причём это происходит само собой, на глубинном, подсознательном уровне.
Разумеется, на вкус и на цвет товарища нет, у каждого свои симпатии и предпочтения. Но есть и некоторые общие моменты восприятия. Касательно богословского присутствия на телевидении стоит добавить, что не всегда каноны и догматы церкви трактуют лица, наделённые клерикальными полномочиями. Но статистика публичных преференций тут примерно такая же. И когда о догматах и канонах Священного Писания, об идеях отцов церкви, о практике нынешних иерархов рассуждают люди в цивильной одежде, спрос с них со стороны зрителей всё-таки особый. И тут вступают в силу великие психологические законы.
Конечно, одному из нас более импонировать будет программа Владимира Легойды «Парсуна», другой ближе к сердцу примет выпуски передач Александра Щипкова, названные его именем. Слава богу, телезритель у нас нынче имеет полное право выбирать себе проповедника, наставника и учителя.
И тут личные пристрастия часто берут верх над логикой. По своему личному мироощущению могу сказать, что, как только на телеэкране появляется остролицая фигура известного специалиста в делах религии профессора Алексея Осипова, меня охватывает некоторая оторопь. Этот человек, наверное, более чем кто-то сведущ в вопросах веры, хотя некоторые православные мыслители пишут, что и он порой отходит от строгого канона. Судить об этом не берусь: благодаря судьбе я не богослов и лезть в чужую епархию не имею оснований. Но со своей житейской кочки скажу: когда евангельские истины растолковывает человек с сердитым выражением лица, похожий на иезуита или инквизитора, хочется выключить телевизор, открыть Библию и перечесть слова апостола Павла о том, что Бог – это любовь.
Сергей Казначеев