Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 августа 2021 г.
Культура Телеведение

Люди в чёрном на экране

Продолжаем разговор о завсегдатаях эфира

31 августа 2021
Частым гостем на ТВ был протоиерей Димитрий Смирнов

На первый взгляд между этими профессиями – священник и телеведущий – нет ничего общего. Первый отправляет службу в церкви, другой руководит телепередачей в студии. Но ведь когда литургия и другие обрядовые обязанности остались позади, человек в рясе выходит к своей пастве с простой задушевной проповедью. Наставляет верующих на путь истинный. Тем же самым по преимуществу занимается и ведущий ток-шоу или иной телепрограммы. Таким образом, две эти ипостаси человеческого интеллекта сходятся в одной точке.

То, что телевидение пристально следит за жизнью религиозных конфессий и общин, волне закономерно. Его долг показывать все значимые общественные институты в максимальном объёме. Но так было не всегда. В советскую эпоху увидеть священнослужителя на кино- и тем более телеэкране было большой редкостью. Поп для тогдашнего кинематографа был персоной нон грата, а если и появлялся, то изображался негативно или карикатурно, как расхристанный батюшка в «Неуловимых мстителях», под парами горилки расстреливающий из нагана кабацкую утварь.

Перелом произошёл в годы перестройки, совпавшей по времени с 1000-летием Крещения Руси. Православие легализовалось на экране, стало сначала робко, а потом всё более уверенно вторгаться в эфирную сетку. После организации канала «Спас», который учредили Александр Батанов и Иван Демидов, вещание на тему христианства стало регулярным и даже круглосуточным. Человек в чёрном одеянии давно прописался в нашем медиапространстве, хотя и не всегда к месту: достаточно вспомнить депутата Глеба Якунина, носившегося, аки бес, между рядами представительного собрания. Но зато с тёплыми чувствами вспоминаются митрополит Иоанн Ладожский и отец Димитрий Дудко...

С 1994 года в эфире Первого канала появилась передача «Слово пастыря», где роль первой скрипки и медийного лица тогда принял на себя митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Его спокойные, логически выстроенные и продуманные речи, несомненно, склонили на сторону владыки многие тысячи колеблющихся и нестойких в вере соотечественников и тех, кто может смотреть наше ТВ за рубежом. Можно с уверенностью сказать, что, когда встал вопрос о выборе нового патриарха РПЦ, ответом на него стало общее признание безоговорочного авторитета Кирилла. Его и так уже все знали, а огромная популярность в народе при таких обстоятельствах приобретает решающее значение.

Но что же тянет людей с большим крестом на груди к сотрудничеству со СМИ? Конечно же – возможность выйти на аудиторию, которая на много порядков шире любого прихода.

Есть незыблемый закон общественного сознания: если человек проявляет себя в одной, специфической сфере деятельности, его успех всегда будет уступать тому, кто известен более широким диапазоном применения сил. В своё время миллионы людей зачитывались книгой отца Тихона Шевкунова «Несвятые святые», написанной свежим, живым языком. Прошло немного времени, и он проторил себе дорогу на телевидение, стал епископом Русской православной церкви, митрополитом Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии. Всех церковных и светских должностей и регалий его не перечислить. Конечно же, трамплином для такого карьерного взлёта послужило выдвижение в медийных кругах.

Но одного появления на экране для достижения ощутимого результата недостаточно: требуется природное обаяние, умение располагать к себе, убеждать. Очевидно, с этими качествами нужно родиться. Это – дар свыше, и одному он даётся, а другим – увы. Известный проповедник отец Димитрий Смирнов вроде бы и не произносил ничего особенного, а его благообразный вид, способ артикуляции, глуховатый, но уверенный в себе голос творили настоящие чудеса.

Вообще говоря, зачастую лицо человека в сфере коммуникаций часто играет решающую роль. Казалось бы, чем отличаются по внешним кондициям Пётр Толстой и Александр Сытин. И тот и другой дородные крепыши русского типа, а первое же впечатление от них – это небо и земля! Конечно, порой внешность бывает обманчивой, но чаще всего зрение не обманывает нас. Тем более это касается моментов присутствия на экране людей, облечённых церковным саном. Появляется, к примеру, в телеэфире открытое, улыбчивое лицо митрополита Волоколамского, викария патриарха Илариона (Алфеева) – и сразу настроение поднимается, на душе становится светлее, хочется дышать и жить. То же самое относится к тембру голоса, интонациям, манере речи проповедника. Важны также мимика и жестикуляция говорящего. Образующийся, таким образом, портрет склоняет на ту или иную сторону чашу весов: верить или не доверять батюшке, причём это происходит само собой, на глубинном, подсознательном уровне.

Разумеется, на вкус и на цвет товарища нет, у каждого свои симпатии и предпочтения. Но есть и некоторые общие моменты восприятия. Касательно богословского присутствия на телевидении стоит добавить, что не всегда каноны и догматы церкви трактуют лица, наделённые клерикальными полномочиями. Но статистика публичных преференций тут примерно такая же. И когда о догматах и канонах Священного Писания, об идеях отцов церкви, о практике нынешних иерархов рассуждают люди в цивильной одежде, спрос с них со стороны зрителей всё-таки особый. И тут вступают в силу великие психологические законы.

Конечно, одному из нас более импонировать будет программа Владимира Легойды «Парсуна», другой ближе к сердцу примет выпуски передач Александра Щипкова, названные его именем. Слава богу, телезритель у нас нынче имеет полное право выбирать себе проповедника, наставника и учителя.

И тут личные пристрастия часто берут верх над логикой. По своему личному мироощущению могу сказать, что, как только на телеэкране появляется остролицая фигура известного специалиста в делах религии профессора Алексея Осипова, меня охватывает некоторая оторопь. Этот человек, наверное, более чем кто-то сведущ в вопросах веры, хотя некоторые православные мыслители пишут, что и он порой отходит от строгого канона. Судить об этом не берусь: благодаря судьбе я не богослов и лезть в чужую епархию не имею оснований. Но со своей житейской кочки скажу: когда евангельские истины растолковывает человек с сердитым выражением лица, похожий на иезуита или инквизитора, хочется выключить телевизор, открыть Библию и перечесть слова апостола Павла о том, что Бог – это любовь.

Сергей Казначеев

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS