Дом актёра всегда был больше чем просто «учреждение», возведённое над профессиональным сообществом людей театра. Каждый, кто переступал его порог, сразу же чувствовал, что здесь его ждут, что он тут нужен, что он важен и интересен. Независимо от званий и регалий. Только в меру отпущенного богом таланта. Здесь можно было быть самим собой. Во всяком случае, не таким, каким тебя привыкли видеть коллеги в родном театре или на съёмочной площадке. Это было субпространство свободы в пространстве многомерных ограничений. Традиции Дома хранились и передавались от корифеев к новичкам, непрерывность этой эстафеты оберегалась и первым его директором – Александром Моисеевичем Эскиным, и его дочерью, Маргаритой Александровной. Не зря её обычно называли не директором, а хозяйкой, хранительницей Дома.
ЦДА открыл новый сезон. Первый без Маргариты Эскиной. Теперь у Дома есть и хозяин, и хозяйка: директорское кресло занял Владимир Этуш, а директором-распорядителем стала Александра Зарина-Эскина. Шутку Владимира Абрамовича насчёт того, с какой буквы должна начинаться фамилия человека, претендующего на руководство Домом, публика оценила в полной мере. А дальше всё, как предписывает традиция, – капустник. На этот раз героем его стал Антон Павлович Чехов: до юбилея ведь рукой подать. Мастерства и виртуозности в нём было больше, чем едкого остроумия, а иносказательность былых времён и вовсе отсутствовала, да что ж поделаешь – времена нынче другие. На театре сегодня каждый сам за себя, каждый – сам по себе. Хранить традиции по нынешним временам – занятие архитрудное. Кому они теперь нужны, эти традиции? Стоит ли их беречь? Кому передавать?
Оказалось – есть кому. И в зале, и на сцене молодых лиц было немало. Да, они не похожи на своих сверстников, приходивших сюда даже десять лет назад, и ещё меньше на тех, кто до сих пор помнит и любит тот, прежний дом, на углу Пушкинской площади и улицы Горького. Но они полны надежд и, смеем надеяться, талантливы. А это значит, что Дом жив. И будет жить. До тех пор, пока в нём будут люди.