Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2019 г.
Телеведение

Лютый нежный Моцарт

«Как же я без Вани Бортника!»

15 января 2019
Иван Бортник  и Владимир Высоцкий

Дорогие мои, я не знаю, как писать об Иване Бортнике… В каком жанре? Какими такими словами? Мне легче в дружеском в разговоре, вскакивая и меняя обертона, показывать и давать о нём представления и заручаясь оптикой собственной памяти, смахивать со стола рюмочки. Вот мы в Донецке или Иерусалиме, вот в поезде или самолёте, вот на сцене одного или другого театра, вот дома на Пасху, вот в книжном магазине… Хочу показывать, крутить руками, как говорит молодёжь, «жечь», чтобы осколки смешили, кололи, ранили, задевали. Чтобы после приступа смеха наставала горькая ясность.

Во-первых, Иван Сергеевич – абсолютнейший гений, во-вторых, мы были близки четверть века, а про друга трудно и почти невозможно писать. Полно «мастеров», которые три раза в жизни здоровались с человеком и принимались выпускать тома воспоминаний из цикла «Я и Высоцкий» или «Мой Моцарт»… Нет! Это не для нас. Человеческая и актёрская тайна, личностная чистота и порядочность, юмор гоголевской высоты и накала – вот кто такой Иван Сергеевич Бортник.

Бортник – великий клоун, шаляпинского пошиба трагик, лютый буян, тихий домосед, нежный товарищ, вечный библиофил и книжник, одновременно непокорный и навсе-гда влюблённый в Юрия Петровича Любимова артист, поклонник и знаток Блока, Есенина, Маяковского, Пастернака, Вертинского… Вот вам цитаты из Высоцкого, с которым Иван Сергеевич был первый кореш и друг заветный:


Грустно! Едет на курорт никак...

Как же я без Вани Бортника!

Я бы Ваню оттенял.

Как же Ваня без меня?!


Скучаю, Ваня, я,

Кругом Испания,

Они пьют горькую, лакают джин,

Без разумения

И опасения, –

Они же, Ванечка, все без пружин.


Ах, Ваня, Ваня Бортник! – тихий сапа.

Как я горжусь, что я с тобой на «ты»!

Как жаль, спектакль не видел Паша, Павел, римский папа –

Он у тебя б набрался доброты.


Дорогой Ваня! Вот я здесь уже третью неделю. Живу. Пишу. Немного гляжу кино и постигаю тайны языка. Безуспешно. Подорванная алкоголем память моя с трудом удерживает услышанное. Отвык я без суеты, развлекаться по-ихнему не умею, да и сложно без языка. Хотя позднее, должно быть, буду всё вспоминать с удовольствием и с удивлением выясню, что было много интересного. На всякий случай записываю кое-что, вроде как в дневник. Читаю. Словом, всё хорошо. Только, кажется, не совсем это верно говорили уважаемые товарищи Чаадаев и Пушкин: «где хорошо, там и отечество». Вернее, это полуправда. Скорее, где тебе хорошо, но где и от тебя хорошо. А от меня тут – никак. Хотя – пока только суета и дела – может быть, после раскручусь. Но пока:


Ах! Милый Ваня, мы в Париже

Нужны, как в бане пассатижи!


Ваш искренний друг и давнишний почитатель

Володя

Р.S. Ванечка, я тебя обнимаю! Напиши!

Р.Р.S. Не пей, Ванятка, я тебе гостинца привезу!


Бортник. Пенза. 2000.jpg

Иван Бортник
и Влад Маленко

Лучшей своей работой в кино Бортник по праву считал хотиненсковский фильм «Зеркало для героя», сетуя, что не сыграл Шарапова в народном говорухинском кино. Лучшей работой на театре все в один голос называют его невероятного Сатина в горьковском «На дне» Анатолия Эфроса. С придыханием говорят о том, что он творил на сцене в «Ревизской сказке», появляясь в роли то Башмачкина, то Коробочки, когда мать родная его не узнала, со смехом и восторгом – о его проделках и выходках в есенинском «Пугачёве», гениально поставленном Любимовым, о Павле Власове в «Матери»…

«Ах, Ваня… сам себе злодей…» – написал как-то в сердцах Любимов. Он знал, что пишет. Ему не хватало моцартианства Бортника, а Бортнику был тесен театр, тесен «плакат» очередной новой постановки. И вообще он просто скучал по Володе, по «Вольдемару»…

И я могу точно сказать, что после 25 июля 1980 года половина человека Ивана Бортника умерла вместе с Высоцким, а вторая половина, являясь нежной и ранимой детской душой, открывалась единицам, но тому, кому открывалась, было хорошо, хотя и непросто. Зато общение было настоящим, без подвод-ных камней… Стеснительный до патологии, внимательный к Слову до крика, скрытный и смешливый, колкий, пытливый, простой и щедрый, в смысле русской широты, лютый и нежный Моцарт – это всё точно о нём. Всегда говорил мне, прощаясь в дверях:

– Храни тебя Господь, родной…

Я пишу и немножко плачу, потому что мне будет не хватать его отцовства, его радости по отношению к моим новым стишкам и басням, которые он принимал и любил. И вообще, пустовато как-то без него теперь в Москве и на свете.

Влад Маленко

Тэги: Влад Маленко
Обсудить в группе Telegram

Владислав Маленко

Владислав Валерьевич Маленко родился 25 января ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Наши пришли

    14.09.2022
  • Влад Маленко: «Я привык просыпаться мальчиком»

    19.01.2021
  • Поэтический сериал

    07.10.2020
  • Ждут зрителей

    26.08.2020
  • Религиозная лиса

    02.10.2019
  • Первый круг в таганском квадрате

    76 голосов
  • Религиозная лиса

    39 голосов
  • Наши пришли

    38 голосов
  • Влад Маленко: «Театр поэтов родился. С ним будет непросто, но интересно»

    30 голосов
  • Влад Маленко: «Я привык просыпаться мальчиком»

    17 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS