Продукция с этим клеймом покоряет мир
«Литературная газета» (№ 10) статьёй «Призрак возвращается» начала разговор о современном состоянии левой идеологии.
Левая идеология, подвергшись существенным трансформациям после распада СССР и исчезновения КПСС, демонстрирует не только удивительную «выживаемость», но и продолжает активно влиять на жизнь многих государств мира.
Борьба против глобализма, защита национально-государственного суверенитета и прав трудящихся провозглашены главными задачами международного коммунистического движения. Вот основа современной левой идеологии, которая сегодня снова бродит по всему миру…
Разговор о состоянии и перспективах левой идеологии, разумеется, невозможен без осмысления опыта Китая, который, по убеждению многих, скоро станет мировым лидером и опередит в своём экономическом могуществе даже самые развитые страны.
Поэтому сегодня мы предлагаем читателям материал об идеологии китайских реформ, которые и позволили Китаю стать тем, что он есть сегодня.
Разумеется, у каждого российского читателя возникает мысль: а что если бы эта идеология лежала в основе советской перестройки? Возможен ли был в таком случае иной исход реформ в СССР?
Однако дело не только в размышлениях о прошлом, которого уже нельзя переменить. В идеологии современного Китая есть немало идей и принципов, над которыми, как представляется, не мешало бы задуматься и нашим реформаторам...
Часто слышишь: «Китай с неизбежностью движется к капитализму». При этом левые радикалы за это критикуют коммунистическое руководство страны, а правые, напротив, одобряют, считая, что рано или поздно Китай откажется от идеологии и практики социализма.
На самом деле ни о каком отказе от социализма руководство страны не помышляет. Напротив, «отстаивание социалистического пути» оно считает одним из важнейших четырёх принципов государственного строительства наряду с демократической диктатурой народа, руководством компартии и марксизмом. По его мнению, отход от этих принципов означал бы катастрофу для Китая и всего мира.
Противоположные суждения и оценки того, что сегодня происходит в Китае, на мой взгляд, говорят лишь о том, что в стране реализуется во многом необычная модель общества под названием «социализм с китайской спецификой». Эта модель отличается и от советского социализма, и от модели современной западной социал-демократии.
ТЕОРИЯ ДЭН СЯОПИНА
Китай сегодня – это быстро развивающаяся страна с современной промышленностью, развитой наукой и культурой.
За счёт чего мог произойти такой рывок в развитии некогда отсталой страны? Руководство страны считает, что это стало возможным благодаря модели социализма с китайской спецификой, у истоков которой стояли решения 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва 1978 года и лежащая в их основе теория Дэн Сяопина.
Главный вопрос, на который отвечала теория Дэн Сяопина, состоял в том, как следует строить социализм в такой отсталой стране, каким был Китай середины ХХ века? Давая на него ответ, Дэн Сяопин говорил, что здесь нельзя ограничиваться опытом создания социализма в других странах: его следует изучать, но не копировать. «У Китая есть своя модель». Необходимо «идти собственным путём и строить социализм с китайской спецификой – таков основной вывод».
Теория Дэн Сяопина и стала обобщением опыта строительства китайского социализма. Её называют по-разному: «теорией социализма с китайской спецификой», «китайским марксизмом», «ценным духовным достоянием» КПК и народа. В чём суть этой теории?
Дэн Сяопин любил говорить, что «суть марксизма в реалистическом подходе к действительности». Исходя из этого, он требовал соединять марксизм с китайской действительностью и требованиями эпохи. В итоге родилась теория социализма с китайской спецификой и соответствующая ей модель общества. В них нашла своё отражение вся история нового Китая. Когда его руководство, строя социализм, учитывало реалии китайской действительности, успехи были налицо. Напротив, когда оно игнорировало своеобразие этой действительности, как это было во времена «большого скачка» и «культурной революции», страна останавливалась в своём развитии или даже откатывалась назад.
Разработка Дэн Сяопином теории социализма с китайской спецификой была непосредственно связана с преодолением левого и правого уклонов в партии, способных, по его мнению, «угробить социализм». Считая левых «главной опасностью», он выступил против их антинаучного тезиса о том, что «лучше бедный социализм, чем богатый капитализм». Дэн Сяопин считал, что тот, кто разделяет материалистическое понимание истории, не может говорить о возможности «социализма и коммунизма в условиях нищеты». По Марксу, коммунизм предполагает «обилие материальных благ». В этой связи он призвал к более глубокому осознанию определяющей роли производительных сил в становлении китайского социализма.
По его мнению, ликвидация бедности и улучшение жизни народа невозможны без ускоренного развития производительных сил. К сожалению, эта азбучная истина марксизма полностью игнорировалась левыми. Полемизируя с ними, Дэн Сяопин отмечал: «Преимущества социалистического строя выражаются в конечном счёте как раз в том, что производительные силы при нём развиваются более быстрыми, более высокими, чем при капитализме, темпами, а на базе их развития непрерывно улучшается материальная и культурная жизнь народа… Социализм призван покончить с бедностью».
Дэн Сяопин предложил также отказаться и от установки левых, делающей «упор на классовую борьбу». Он считал, что при создании социализма, особенно в отсталой стране, надо делать упор на экономическое развитие и последовательное осуществление социалистической модернизации, т.е. ускоренно развивать сельское хозяйство, промышленность, науку, совершенствовать социалистическую демократию и законность.
Главными рычагами осуществления социалистической модернизации Дэн Сяопин считал реформу и открытость страны внешнему миру. При этом реформу он рассматривал как своеобразное продолжение революции в новых условиях. Если революция раскрепощает производительные силы страны при переходе к социализму, то реформа это делает уже в рамках самого социализма.
Экономическая реформа, по Дэн Сяопину, должна начинаться с деревни, а затем последовательно распространяться на город. От реформирования сельского хозяйства в итоге зависит не только повышение уровня жизни крестьян, составляющих большинство населения Китая, но и благополучие всей страны. В итоге реформирование сельского хозяйства в Китае привело к отказу от «народных коммун», допускающих уравниловку и исключающих интерес крестьян к работе, и переходу к «семейному подряду», который этот интерес всячески задействовал.
Что касается экономической реформы в городе, то её осуществление способствовало настоящему прорыву в развитии промышленности и других сфер жизни. Этому предшествовало радикальное переосмысление взаимоотношений понятий «план» и «рынок» в народном хозяйстве. Дэн Сяопин подчёркивал: «Не следует думать, что плановая экономика означает социализм, а рыночная экономика – капитализм. Ничего подобного. И то, и другое – всего лишь средства. Рынок тоже может служить социализму». Известное его выражение: «не важно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей» прямо относится к этому новому пониманию соотношения плана и рынка при социализме.
Аналогичный подход был осуществлён и по отношению к собственности. По Дэн Сяопину, начальная стадия социализма допускает различные её формы, способствующие развитию производительных сил. В итоге при реализации такого подхода была создана экономическая система совместного развития разных секторов экономики при доминанте сектора общественной собственности. И хотя доля последнего в экономике постоянно сокращается, он охватывает стратегически важные отрасли экономики, создающие более 75% ВВП.
ОТКРЫТОСТЬ
Важной стороной теории и модели китайского социализма, раскрывающей его специфику, является понятие «открытость». Оно используется руководством Китая как в международном плане для заимствования лучших достижений мировой цивилизации, так и внутри страны для передачи этих достижений от развитых восточных провинций к менее развитым – западным. В этой связи Дэн Сяопин писал: «…Чтобы социализм имел преимущества по сравнению с капитализмом, необходимо смело заимствовать и изучать все достижения цивилизации человеческого общества, все передовые методы хозяйствования и управления зарубежных стран, в том числе и развитых капиталистических стран, отражающие закономерности современного обобществлённого производства».
Реализуя идею открытости, в Китае были созданы особые прибрежные зоны, осваивающие на практике новейшие научно-технические и организационные достижения мировой цивилизации. В них появились смешанные компании, развивается многосекторная экономика, включающая в себя частные, коллективные и государственные предприятия. Всё лучшее из опыта этих зон затем передаётся в менее развитые центральные и западные районы Китая.
По мнению Дэн Сяопина, осуществляя реформу и открытость, не следует бояться, что «капитализма станет больше». Этого не произойдёт, если руководители Китая, держа власть в своих руках и сохраняя «трезвость ума», будут опираться на «преимущества в виде крупных и средних государственных, а также поселково-волостных предприятий». Нужно всегда исходить из ясного критерия: благоприятствуют ли проводимые в стране преобразования «развитию производительных сил социалистического общества, росту совокупной мощи социалистического государства, повышению жизненного уровня народа».
Политику реформы и открытости Дэн Сяопин считал «совершенно новым» явлением в теории и практике научного социализма. О ней «не упоминал К. Маркс», её «не совершали ни наши предшественники, ни другие социалистические страны». Она является творческим достоянием социализма с китайской спецификой, который, по его мнению, есть высшее достижение реального социализма вообще. Соглашаясь с этим, всё-таки следует отметить большую близость к данной политике российского НЭПа и идей Ленина, высказанных в его последних работах и выступлениях.
Главными субъектами социалистических преобразований, по Дэн Сяопину, являются рабочие, крестьяне и интеллигенция. Это они сегодня воплощают в жизнь реформу и открытость, первыми организовали «семейный подряд» на селе, добились высших достижений в науке и технике, проложили дорогу в космос. Науку и технику Дэн Сяопин называл «производительной силой первостепенной важности». Исходя из этого и в противоположность «левакам», считавшим интеллигенцию «девятой нечистью» наряду с помещиками, кулаками, вредителями и т.п., он рассматривал интеллигенцию как составную часть современного рабочего класса.
Главные положения теории Дэн Сяопина нашли своё отражение в краткой формуле, выдвинутой правящей партией для определения основной линии построения социализма с китайской спецификой – «одна центральная задача и два основополагающих момента». В ней под «центральной задачей» понимается сосредоточение усилий народа на экономическом строительстве, а под двумя моментами – отстаивание четырёх основных принципов и осуществление реформы и открытости.
Реализуя данную формулу, китайский народ к началу третьего тысячелетия создал в основном систему открытой и социалистически ориентированной рыночной экономики. Обобщая опыт создания такой системы и продолжая развивать теорию социализма с китайской спецификой, руководство ЦК КПК третьего поколения на ХVI съезде КПК сформулировало идею «тройного представительства». Суть её заключается в том, что правящая партия должна постоянно представлять «требования развития передовых производительных сил Китая, прогрессивное направление китайской передовой культуры, коренные интересы самых широких слоёв китайского народа».
Позднее, на ХVII съезде КПК, руководители партии ныне действующего четвёртого поколения политиков под влиянием новых требований жизни и современной эпохи дополнили сложившуюся теоретическую систему социализма с китайской спецификой «научной концепцией развития».
«Научную концепцию развития» нынешнее руководство страны считает «важной стратегической идеей» ХХI века, которая будет определять развитие страны на длительную перспективу. Эта идея делает упор на развитие науки, инноваций, на всестороннее развитие и активность человеческой личности, без чего невозможно вхождение в постиндустриальную эпоху. Она говорит о создании в перспективе общества социальной гармонии, показывая тем самым цель преобразований и способ разрешения противоречий, накопившихся за время строительства социализма.
РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ
В теории социализма большое внимание всегда отводилось осознанию главного противоречия в обществе. Если в годы новодемократической революции и переходного периода к социализму главным в Китае считалось классовое противоречие (от его правильного решения зависела победа революции и создание основных институтов социализма), то в условиях начальной стадии социализма классовое противоречие отходит в сторону и заменяется другим главным противоречием – «между постоянно растущими материально-культурными потребностями народа и отсталым общественным производством».
Данное противоречие является реальностью и движущей силой развития социализма на его начальном этапе. Разрешение его предполагает постоянное стимулирование реформы и открытости, творческий поиск «новых шансов и новых ответов» на вызовы времени.
Вместе с тем следует учитывать, что классовое противоречие, перестав быть главным, сохраняется в связи с сохранением мировой капиталистической системы и отдельными проявлениями буржуазной либерализации внутри страны. В этой связи следует различать «противоречия внутри народа» и «противоречия с его врагами».
В своё время Дэн Сяопин отмечал, что открытость Китая внешнему миру может способствовать проникновению в страну враждебного явления буржуазной либерализации. По его мнению, «разгул буржуазной либерализации чреват крайне серьёзными последствиями». Если на это не обращать внимание, то «произойдет несчастье».
Нередко за буржуазную либерализацию в Китае принимали и принимают факты законного обогащения отдельных лиц. В этой связи интересно разъяснение, которое дал в своё время Дэн Сяопин американскому тележурналисту Майку Уоллесу, указавшему на ряд подобных фактов. Он, в частности, говорил: «Стремление к обогащению не заслуживает порицания. Однако под обогащением у нас и у вас подразумевают не одно и то же. В социалистическом обществе все богатства принадлежат народу, поэтому обогащение при социализме означает обеспечение всеобщей зажиточности. Принцип социализма – это, во-первых, развитие производства и, во вторых, обеспечение всеобщей зажиточности… Именно в силу этой причины наша политика не приводит к поляризации общества, другими словами, богатые не могут стать ещё богаче, а бедные – ещё беднее. Заявляю со всей прямотой, что мы не допустим появления новой буржуазии».
Для объективности следует сказать, что, несмотря на достигнутый уровень средней зажиточности и борьбу китайского руководства с различными проявлениями буржуазной либерализации, в стране есть факты незаконного обогащения и разложения, сохраняются бедность и даже нищета, растёт социальная поляризация. По мнению самой компартии, «тенденция увеличения разрыва в доходах всё ещё в корне не остановлена». Статистика говорит, что разрыв в доходах самых богатых и самых бедных граждан Китая составляет десятки раз, что превышает соответствующую разницу доходов в развитых капиталистических странах.
Появился и класс новых китайских буржуа, роскошная жизнь и расточительство которых на фоне сохраняющегося «бедного и низкооплачиваемого населения» буквально эпатируют общество, вызывая естественное недовольство большинства людей. Следует отметить, что именно эти негативные факты дают основания для разговоров о «растущей капитализации страны». Руководство Китая видит эту проблему и пытается её решать: оно сокращает привилегии чиновников, повышает доходы бедных и низкооплачиваемых категорий людей, «охраняет законные доходы, регулирует завышенные и изымает незаконные». Однако острота этой проблемы остаётся.
КОНТУРЫ БУДУЩЕГО
Опыт Китая показал, что становление и развитие социализма является длительным историческим процессом. Только начальная его стадия может занять продолжительность жизни «нескольких десятков поколений». Всё говорит о том, что процесс становления социализма будет занимать не меньше, а может быть, и больше времени, чем становление мировой капиталистической системы.
В своё время Дэн Сяопин говорил, что только на практике можно дать ответ на вопрос: что такое социализм? Он был убеждён, что на него прежде всего отвечает опыт строительства социализма с китайской спецификой. В этой связи им были выделены две крупные стадии социализма: начальная и зрелая. В свою очередь, начальная стадия социализма включает в себя три характерных этапа (шага) развития. Так, на первом этапе развития планировалось увеличить объём валового национального продукта в два раза по сравнению с 1980 годом и таким образом решить проблему обеспечения миллиардного населения Китая продовольствием и одеждой. На втором этапе увеличить ВВП ещё в два раза и тем самым достичь «среднезажиточного уровня» в стране. На третьем этапе предусматривалось к середине ХХI века, или к столетию образования КНР, завершить в основном модернизацию страны, подняв валовой внутренний продукт на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира.
Факты говорят о том, что уже
к 2020 году Китай в основном сможет осуществить модернизацию и выйти в мировые лидеры по общим масштабам внутреннего рынка, повысить свою совокупную мощь и выполнить задачу «полного построения среднезажиточного общества». В этом случае Китай будет самой крупной в мире развивающейся страной с достойным качеством жизни, развитой культурой и нормальной экологией. В этом случае он станет примером для многих развивающихся стран.