В гомельском дворцово-парковом ансамбле прошла выставка «Беларусь на литографиях Наполеона Орды». Посетители выставки смогли увидеть архитектурные памятники Минской, Гродненской, Виленской, Ковенской, Могилёвской, в состав которой раньше входила Гомельщина, и Витебской губерний позапрошлого века. Выставка стала продолжением республиканского проекта «В поисках утраченного».
47 оригинальных литографий с видами памятников архитектуры Беларуси принадлежат коллекции лауреата премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» В. Лиходедова. Литографии, выполненные по рисункам художника, в своё время были листами альбомов, изданных в Варшаве во второй половине XIX века при непосредственном участии Наполеона Орды.
Жизнь и творчество этого знаменитого художника, композитора и пианиста неразрывно связаны с Беларусью. Родился он 11 февраля 1807 года в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (теперь Ивановский район Брестской области) в семье инженера-фортификатора Михаила Орды. Во время учёбы в Виленском университете стал членом тайного студенческого общества «Зоряне», за участие в котором в 1827 году был исключён с четвёртого курса.
После подавления восстания 1830–1831 годов, в котором Наполеон Орда принимал активное участие, будущий художник был вынужден под чужим именем выехать за границу. Находясь в эмиграции, он много путешествовал по Европе, жил в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 года получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже. Здесь Наполеон Орда познакомился с выдающимися деятелями европейской культуры А. Мицкевичем, Ф. Листом, Дж. Верди, Ж. Гуно, Г. Берлиозом, Ф. Шопеном, О. Бальзаком, А. Стендалем, П. Виардо, И. Тургеневым, Дж. Россини. Все эти люди оказали большое влияние на его творчество. Парижский период жизни принёс Наполеону Орде известность в широких кругах европейской интеллигенции. Он сочинял и преподавал музыку, принимал участие в литературных собраниях, сопровождая игрой на фортепиано поэтические импровизации Адама Мицкевича. А с 1847 года работал директором Итальянской оперы в Париже.
Природа щедро одарила Наполеона Орду талантами. Нет сомнения в том, что если бы он посвятил себя любому из них, то мог бы стать выдающимся музыкантом, писателем, педагогом, учёным, публицистом. Но предпочтение Наполеон Орда всё же отдавал изобразительному искусству. Всю свою жизнь он остался верен однажды избранной теме – теме архитектурного пейзажа. Художественное образование Орда получил в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. Первые циклы рисунков появились после того, как он в 1840–1842 годах совершил путешествия по Франции и Рейнской области. Затем появились циклы из странствий по Испании, Португалии и Алжиру, запечатлевшие архитектурные достопримечательности Мадрида и Лиссабона. Совершив 13 путешествий по странам Западной Европы, Н. Орда создал многочисленные циклы рисунков, многие из которых и сегодня украшают туристские путеводители и справочники.
Когда российский император Александр ІІ объявил амнистию эмигрантам, Наполеон Орда оставил семью, обеспеченную жизнь и успешную карьеру в Париже и в возрасте 49 лет вернулся на родину. После смерти матери в 1859 году родовое имение было конфисковано. Художнику было позволено лишь взять его в аренду. Несколько лет он жил в Вороцевичах, в Гродно, потом перебрался на Волынь, где работал домашним учителем музыки у генерала Адама Ржевусского. Но уже в 1866 году по подозрению в участии в восстании 1863–1864 годов Наполеон Орда снова был арестован и посажен в Кобринский тюремный замок. Приговор военно-полевого суда предписывал его высылку в отдалённые губернии России. И только благодаря стараниям жены и помощи посла Франции приговор впоследствии отменили.
Возвратившись на родину, Наполеон Орда создаёт свои лучшие художественно значимые произведения: архитектурные пейзажи Беларуси, Украины, Литвы, Польши, панорамы Гродно и Пинска, Берёзы и Иванова, Пружан и Ружан, усадьбы Т. Костюшки и А. Мицкевича, других интереснейших исторических мест. Результатом путешествий художника по Волыни и Подолью стали 177 рисунков, связанных с историческими местами и памятниками Украины. После посещения в середине 1870‑х годов Ковенской, Витебской, Минской и Могилёвской губерний его коллекция пополняется новыми работами, запечатлевшими архитектурные пейзажи и садово-парковые ансамбли, военно-оборонительные сооружения, а то и простые домики и церквушки, усадьбы известных людей Беларуси. За это время он сделал более 800 рисунков.
Две трети объектов, получивших отражение в рисунках Орды, сегодня уже не существуют, и представление о них даёт только наследие художника. В этом особая ценность состоявшейся выставки – возможность увидеть исчезнувшие архитектурные достопримечательности.
Наследие Н. Орды свидетельствует о том, какой активной и многогранной была его деятельность, в том числе как исследователя и учёного. Автор «Грамматики польского языка», изданной в Париже, Берлине и Варшаве, «Грамматики музыки», на протяжении десятилетий считавшейся одним из лучших пособий по теории музыки, многих фортепианных произведений, звучавших со сцен Франции, Германии, Польши, Беларуси, он был, по словам современников, одной из «наисимпатичнейших личностей, жизнь которой была чиста, как слеза, достойный, горячо любящий свой край гражданин».
Умер Наполеон Орда в Варшаве. Согласно завещанию его похоронили в Янове (теперь Иваново Брестской области), в фамильном склепе.
В 2007 г. во всём мире отмечалось 200-летие со дня рождения Н. Орды, это событие было включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.