Театральные рецензии, публикуемые в «Литературной газете», я всегда читаю с большим вниманием: интересно сравнивать собственное впечатление от спектакля с мнением критика. Обычно расхождений бывает очень немного, и скорее, в нюансах, чем в глобальном взгляде на постановку. Но вот с оценкой, которую дала Виктория Пешкова спектаклю «Мастер и Маргарита» («ЛГ», № 18), поставленному во МХАТе имени Горького прекрасным режиссёром Валерием Беляковичем, я категорически не согласна. Спектакль получился замечательным – умным, тонким и, на мой взгляд, очень органично вписывающимся в величественное пространство прославленной мхатовской сцены. Именно большая сцена МХАТа им. Горького при нарочитом минимуме декораций позволила зрителям действительно поверить, что Понтию Пилату тесно с Каифой, и не физически, а духовно. Этой достоверности нельзя было достичь на маленькой сцене на Юго-Западе, и, возможно, именно поэтому Валерий Белякович захотел поставить свой спектакль на масштабных подмостках.
Столь же категорически не могу согласиться и с оценкой работы таких нерядовых актёров, как И. Фадина, А. Чубченко и А. Титоренко. И. Фадина играет вовсе не плохо скрываемую истеричность, а отчётливо проступающую готовность несчастной женщины любить и отдать всё ради любимого человека (это называется женственностью, а не истеричностью). Задача А. Титоренко была крайне сложной, но он достойно с нею справился. Мастер – человек сдержанный, искренний и проницательный. Именно так и играет А. Титоренко, делая это неброско, лаконично и оттого глубоко и достоверно. Иешуа в исполнении А. Чубченко не нужно и нельзя сравнивать с ролью М. Дахненко (сыгравшего действительно ярко).
А. Чубченко показывает человека не от мира сего, поэтому нам, прилепившимся к этому миру, развращённым острыми ощущениями, кажется, что он недостаточно мощен, бросок, красочен и выразителен. И играет А. Чубченко (без всяких там эффектов и аффектов) главным образом не смирение, а глубокую любовь, скорбь и сострадание к людям, ибо не ведают, что творят.
Мне кажется, что спеша делать добро, положительные рецензии на спектакли следует писать сразу после премьеры, а то вдруг они испортятся. Отзывы же, содержащие негативные эмоции, следует попридержать: очень часто спектакли, имеющие ярко выраженную глубину и неоднозначность, раскрываются не вдруг.