Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Магазин должен быть клубом

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Книги, выходящие в Иркутске под маркой «Издатель Сапронов», известны по всей России. Это произведения Виктора Астафьева, Евгения Носова, Валентина Курбатова, Александра Борщаговского, Михаила Кураева и многих других. Сегодня Геннадий САПРОНОВ отвечает на наши вопросы.

– С каких книг началась ваша деятельность?

– Когда в начале 90-х появилась идея заняться издательской работой, для меня не стоял вопрос, что и кого издавать. Конечно, Виктора Астафьева! К тому времени мы уже несколько лет были с ним знакомы и даже дружны. В то время он только что закончил «Чёртову яму» – первую часть романа «Прокляты и убиты». Я предложил её издать, собрав вокруг всё, что он написал ранее о войне. Так в 1993 году появился мой первый серьёзный издательский продукт – двухтомник под общим названием «Проза войны». Потом был сборник его повестей «Весёлый солдат», наша общая с ним составительская работа «Повести фронтовиков». И так уж случилось, что моей судьбе было определено издать последнюю прижизненную книгу Виктора Петровича «Пролётный гусь» – сборник рассказов и затесей, написанных классиком в последний год своей жизни.

– На что вы ориентируетесь, выбирая книги для издания?

– Оглядывая сегодня издательскую полку выпущенных за эти годы книг, а это чуть более ста названий (уж и не знаю, какое слово здесь будет правильным: «всего» или «уже»), скажу, что дело не в количестве. Я всего лишь частный провинциальный издатель, далёкий, как бы странно это ни звучало, от шумных книгоиздательских потоков и конъюнктуры рынка. В работе следую одному простому и, может, даже наивному правилу: издавать то, что близко моему сердцу, духовным пристрастиям, то, что я сам бы купил в книжном магазине и принёс в свою домашнюю библиотеку. Поверьте, не знаю почему, но эти ориентиры пока ни разу меня не подвели. Поэтому с уверенностью говорю, что на моей издательской полке сегодня нет ни одной случайной и торопливо изданной книги, выпущенной в свет вдогонку какому-нибудь телесериалу, прошумевшему событию или из желания обязательно отметиться в угоду модной политической фигуре, а то и сомнительному общественному явлению.

Настоящие книгочеи – люди, как правило, с небольшим материальным достатком, но истинный книголюб никогда не устоит перед прекрасно изданной книгой своего любимого автора. Деньги народу тоже не с неба падают, поэтому с меня как издателя и спрос большой. Мало выпустить книгу на ласкающей руку бумаге. Книгу нужно сделать так, чтобы она была одна такая на всём белом свете.

– И автор должен быть вашим единомышленником?..

– Прежде всего я ориентируюсь на качество текста, который должен быть написан талантливым и самобытным автором. И, конечно же, автор должен прежде всего быть человеком, близким мне по духу, вызывать мой интерес к нему и уважение, и если начинаем работать, то он для меня становится и соавтором в работе. Я никогда не смогу относиться к автору по принципу, что прикажу, то и напишешь, сколько хочу, столько и заплачу… Конечно, колоссальный импульс на старте дал мне Астафьев, и я очень горжусь тем, что при жизни Виктор Петрович называл меня своим издателем. Это для меня и по сей день самая высокая оценка моего труда.

– Какие книги и книжные серии вашего издательства представляются вам особо интересными?

– Последнее время, пока позволяла экономическая ситуация, было выпущено несколько книг в подарочном оформлении. К астафьевской «Царь-рыбе» добавились подарочные издания Валентина Распутина: книга художественно-публицистических очерков «Сибирь, Сибирь…», собрание сочинений в четырёх томах, совсем недавний красочный фолиант «Земля у Байкала». Только что вышел альбом художника Сергея Элояна. За последние три года сложилась серия книг «Литературные вечера: «Этим летом в Иркутске». Вот уже третий год в Иркутске проходят эти вечера, на которые приглашаются выдающиеся мастера слова. В этой серии уже вышли книги В. Курбатова, М. Кураева, И. Золотусского, А. Варламова, В. Кострова, Ю. Казакова.

Своеобразной серией в моём издательском «репертуаре» стали книги эпистолярного жанра. Сначала это была книга переписки В. Астафьева и В. Курбатова «Крест бесконечный». Семь лет прошло с её первого выхода, а книга до сих пор пользуется спросом, о ней по-прежнему говорят, спорят с её авторами, цитируют их. После были книги переписки В. Астафьева и А. Макарова «Твердь и посох», А. Борщаговского и В. Курбатова «Уходящие острова». Сегодня я заканчиваю работу над составлением своеобразного эпистолярного дневника Виктора Астафьева. Книга будет называться «Нет мне ответа…» и планируется к выходу в мае. Мы увидим во многом совсем неизвестного нам Астафьева. После выхода книги «Крест бесконечный» ко мне от разных людей стали стекаться письма Виктора Петровича, которые он посылал им в разные годы. Так за восемь лет собралось несколько сотен его посланий, и, сложив их в хронологическом порядке, я увидел, что это и есть его дневник, который он писал всю свою жизнь и рассылал по листочку дорогим и близким ему людям в разные уголки страны.

– Что, по вашим наблюдениям, можно сказать о нынешнем состоянии литературы?

– К сожалению, ощущение от «тенденций» современной российской литературы (говорю о её художественной составляющей) весьма грустное. Её сегодняшний гламурный блеск и нищета ничем не отличаются от телевизионного шоу-бума по любому поводу и на любую тему, от сверкающей пустоты киноафиш. Зайдите сегодня в любой книжный магазин… Размалёванные порой под один компьютерный стандарт, с криком «Купи меня!» на тебя полчищами бросаются со всех полок авантюрные романы, примитивные детективы, сомнительные исторические описания. Конечно, есть новые и достойные имена в нашей литературе. Но это, к всеобщей печали, мужественные и беззащитные одиночки. Тысячу раз прав был Виктор Астафьев, ещё 20 лет назад сказав, что много времени потребуется для выправления деформированного сознания нашего общества, сбившегося с нравственного пути. «Подвижки есть, – писал он, – но порча, напущенная на наш народ, так пагубна, что учить его и переучивать надо будет долго, может, через три-четыре поколения наша литература вернёт классике достойного читателя».

– Легко ли продвигать книги издательства на рынок?

– Как всегда и во всём – проблемы в нас самих. Поэтому сегодня очень многое зависит от конкретных людей, занимающихся книжной торговлей, – от директора до рядового продавца. Печально, что в нашей книготорговле совершенно утрачена всякая культура работы с книгой. Почему-то, для того чтобы устроиться в табачную компанию, человек должен пройти конкурсный отбор, а работать в книжной торговле, считается, может каждый, даже вообще ничего не читающий. А ведь есть книги, которые ни на кого с полок не бросаются, ни к кому не пристают, выглядят скромно и со спокойным достоинством ждут своего покупателя и читателя. Это историческая литература, это поэзия, это книги наших сегодняшних классиков – иногда еле сводящих концы с концами… Вот с такими книгами надо работать. Книжный магазин должен быть немного клубом.

Обсудить в группе Telegram

Ольга Шатохина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS