Книги, выходящие в Иркутске под маркой «Издатель Сапронов», известны по всей России. Это произведения Виктора Астафьева, Евгения Носова, Валентина Курбатова, Александра Борщаговского, Михаила Кураева и многих других. Сегодня Геннадий САПРОНОВ отвечает на наши вопросы.
– С каких книг началась ваша деятельность?
– Когда в начале 90-х появилась идея заняться издательской работой, для меня не стоял вопрос, что и кого издавать. Конечно, Виктора Астафьева! К тому времени мы уже несколько лет были с ним знакомы и даже дружны. В то время он только что закончил «Чёртову яму» – первую часть романа «Прокляты и убиты». Я предложил её издать, собрав вокруг всё, что он написал ранее о войне. Так в 1993 году появился мой первый серьёзный издательский продукт – двухтомник под общим названием «Проза войны». Потом был сборник его повестей «Весёлый солдат», наша общая с ним составительская работа «Повести фронтовиков». И так уж случилось, что моей судьбе было определено издать последнюю прижизненную книгу Виктора Петровича «Пролётный гусь» – сборник рассказов и затесей, написанных классиком в последний год своей жизни.
– На что вы ориентируетесь, выбирая книги для издания?
– Оглядывая сегодня издательскую полку выпущенных за эти годы книг, а это чуть более ста названий (уж и не знаю, какое слово здесь будет правильным: «всего» или «уже»), скажу, что дело не в количестве. Я всего лишь частный провинциальный издатель, далёкий, как бы странно это ни звучало, от шумных книгоиздательских потоков и конъюнктуры рынка. В работе следую одному простому и, может, даже наивному правилу: издавать то, что близко моему сердцу, духовным пристрастиям, то, что я сам бы купил в книжном магазине и принёс в свою домашнюю библиотеку. Поверьте, не знаю почему, но эти ориентиры пока ни разу меня не подвели. Поэтому с уверенностью говорю, что на моей издательской полке сегодня нет ни одной случайной и торопливо изданной книги, выпущенной в свет вдогонку какому-нибудь телесериалу, прошумевшему событию или из желания обязательно отметиться в угоду модной политической фигуре, а то и сомнительному общественному явлению.
Настоящие книгочеи – люди, как правило, с небольшим материальным достатком, но истинный книголюб никогда не устоит перед прекрасно изданной книгой своего любимого автора. Деньги народу тоже не с неба падают, поэтому с меня как издателя и спрос большой. Мало выпустить книгу на ласкающей руку бумаге. Книгу нужно сделать так, чтобы она была одна такая на всём белом свете.
– И автор должен быть вашим единомышленником?..
– Прежде всего я ориентируюсь на качество текста, который должен быть написан талантливым и самобытным автором. И, конечно же, автор должен прежде всего быть человеком, близким мне по духу, вызывать мой интерес к нему и уважение, и если начинаем работать, то он для меня становится и соавтором в работе. Я никогда не смогу относиться к автору по принципу, что прикажу, то и напишешь, сколько хочу, столько и заплачу… Конечно, колоссальный импульс на старте дал мне Астафьев, и я очень горжусь тем, что при жизни Виктор Петрович называл меня своим издателем. Это для меня и по сей день самая высокая оценка моего труда.
– Какие книги и книжные серии вашего издательства представляются вам особо интересными?
– Последнее время, пока позволяла экономическая ситуация, было выпущено несколько книг в подарочном оформлении. К астафьевской «Царь-рыбе» добавились подарочные издания Валентина Распутина: книга художественно-публицистических очерков «Сибирь, Сибирь…», собрание сочинений в четырёх томах, совсем недавний красочный фолиант «Земля у Байкала». Только что вышел альбом художника Сергея Элояна. За последние три года сложилась серия книг «Литературные вечера: «Этим летом в Иркутске». Вот уже третий год в Иркутске проходят эти вечера, на которые приглашаются выдающиеся мастера слова. В этой серии уже вышли книги В. Курбатова, М. Кураева, И. Золотусского, А. Варламова, В. Кострова, Ю. Казакова.
Своеобразной серией в моём издательском «репертуаре» стали книги эпистолярного жанра. Сначала это была книга переписки В. Астафьева и В. Курбатова «Крест бесконечный». Семь лет прошло с её первого выхода, а книга до сих пор пользуется спросом, о ней по-прежнему говорят, спорят с её авторами, цитируют их. После были книги переписки В. Астафьева и А. Макарова «Твердь и посох», А. Борщаговского и В. Курбатова «Уходящие острова». Сегодня я заканчиваю работу над составлением своеобразного эпистолярного дневника Виктора Астафьева. Книга будет называться «Нет мне ответа…» и планируется к выходу в мае. Мы увидим во многом совсем неизвестного нам Астафьева. После выхода книги «Крест бесконечный» ко мне от разных людей стали стекаться письма Виктора Петровича, которые он посылал им в разные годы. Так за восемь лет собралось несколько сотен его посланий, и, сложив их в хронологическом порядке, я увидел, что это и есть его дневник, который он писал всю свою жизнь и рассылал по листочку дорогим и близким ему людям в разные уголки страны.
– Что, по вашим наблюдениям, можно сказать о нынешнем состоянии литературы?
– К сожалению, ощущение от «тенденций» современной российской литературы (говорю о её художественной составляющей) весьма грустное. Её сегодняшний гламурный блеск и нищета ничем не отличаются от телевизионного шоу-бума по любому поводу и на любую тему, от сверкающей пустоты киноафиш. Зайдите сегодня в любой книжный магазин… Размалёванные порой под один компьютерный стандарт, с криком «Купи меня!» на тебя полчищами бросаются со всех полок авантюрные романы, примитивные детективы, сомнительные исторические описания. Конечно, есть новые и достойные имена в нашей литературе. Но это, к всеобщей печали, мужественные и беззащитные одиночки. Тысячу раз прав был Виктор Астафьев, ещё 20 лет назад сказав, что много времени потребуется для выправления деформированного сознания нашего общества, сбившегося с нравственного пути. «Подвижки есть, – писал он, – но порча, напущенная на наш народ, так пагубна, что учить его и переучивать надо будет долго, может, через три-четыре поколения наша литература вернёт классике достойного читателя».
– Легко ли продвигать книги издательства на рынок?
– Как всегда и во всём – проблемы в нас самих. Поэтому сегодня очень многое зависит от конкретных людей, занимающихся книжной торговлей, – от директора до рядового продавца. Печально, что в нашей книготорговле совершенно утрачена всякая культура работы с книгой. Почему-то, для того чтобы устроиться в табачную компанию, человек должен пройти конкурсный отбор, а работать в книжной торговле, считается, может каждый, даже вообще ничего не читающий. А ведь есть книги, которые ни на кого с полок не бросаются, ни к кому не пристают, выглядят скромно и со спокойным достоинством ждут своего покупателя и читателя. Это историческая литература, это поэзия, это книги наших сегодняшних классиков – иногда еле сводящих концы с концами… Вот с такими книгами надо работать. Книжный магазин должен быть немного клубом.