Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 ноября 2020 г.
  4. № 47 (6762) (25.11.2020)
Литература Библиосфера

Магазин при музее

25 ноября 2020

Денис Епифанцев. Участники: Роман. – М.: ИД «Городец», 2020. – 256 с. – 1000 экз. – (Книжная полка Вадима Левенталя).

В выходных данных дебютное произведение Дениса Епифанцева «Участники» названо романом, но сделано это скорее для удобства. В книге нет чёткой сюжетной линии, а многочисленных персонажей автор вызволяет из небытия лишь на мгновение для того, чтобы дать им возможность высказаться. Главный герой «Участников» – писатель, который работает над собственным произведением, так что ко всему прочему мы имеем дело с «текстом в тексте» и грань между ними порой предельно размыта.

Как же определить жанр этой книги? Возможно, автор вкладывает подсказку в уста своего героя: «Не-ет. Не роман. Это очень громко. Так сейчас никто не говорит. Роман. Ну из приличных людей. Тем более это очень специальный жанр. Там есть герои, у героев есть дело, они куда-то идут. Что-то делают. Там есть сюжет, арки разные, действие, последовательности. У меня просто люди сидят в разных местах и о чём-то говорят».

Действительно, диалоги составляют подавляющую часть книги. Персонажи Епифанцева не говорят о «насущном», они обсуждают только так называемые высокие материи, сыплют именами философов, художников, кинорежиссёров. Они высказываются на самые разные темы – вечные, такие как значение искусства, и актуальные, такие как проблема однополых отношений. Вот парочка мыслей: «Капитализм – это система перевода, как гугл. Это система, которая может перевести всё что угодно в деньги: культуру, чувства, отношения, общественные и личные интересы»; «Волку помогают выжить его клыки, антилопе – ноги, нам – ощущение, что у происходящего есть смысл»…

Но во всех этих интеллектуальных беседах нет ни капли задора, ни одной искры, которая выдала бы неравнодушие собеседников: кажется, что единственная цель разговора – блеснуть умом, показать себя. Маски, которые надевают герои во время общения, в итоге становятся их новым лицом.

В эту ловушку попадают многие персонажи, встречающиеся на страницах книги. Например, Ира, главная героиня «романа в романе»: «Тогда она не знала этого правила: чем ты притворяешься, в то ты и превращаешься. Сейчас она мучительно пытается понять, как размотать этот клубок обратно. Как отменить всю эту ложь. Ведь это же ложь. Она на самом деле такой никогда не была – это всё не её, она просто слишком долго притворялась».

Другая героиня, Наташа, филолог по образованию, очень образованная девушка, до того увлеклась своим образом «публичного интеллектуала», что вся её жизнь оказалась полностью распланированной: её «успех» зависит от того, в какие она кофейни и клубы ходит, какие премьеры посещает и как одевается: «Контент-план для инстаграма упорядочил мою жизнь. Это сейчас прозвучит странно, а ты, как любитель разных антиутопий, нарисуешь апокалиптическую картинку, я знаю, но это на самом деле комфортная и прекрасная жизнь. Я в некотором хорошем смысле лишена неожиданностей, я точно знаю, что буду делать и зачем, у меня есть расписание, и если я ему следую, то я получаю свои лайки, которые потом конвертирую в гонорары».

Читатель «Участников» видит кинематографичную картинку: «красивые, стильно одетые люди» сидят и разговаривают о чём-то умном. Но эта картинка – всего лишь блестящий фантик. Среди всех этих успешных людей нет ни одного по-настоящему счастливого. И, кажется, ни одного по-настоящему живого…

«Сделана» книга очень тонко. Автор практически полностью устраняется из текста, оставляя читателя один на один с созданным им миром и населяющим его героями. Они существуют сами по себе, вне авторской оценки – скрытой или явной. Лишь изредка Епифанцев даёт знать о себе при помощи изящной, почти неуловимой иронии. Например, один из героев бросает реплику, характеризующую весь этот «интеллектуальный мир»: «Я очень люблю магазины при музеях. Это главный признак, хороший музей или нет». Или вот крошечный, проходной эпизод: такси ныряет в тоннель, где не ловит радио, и только «Эхо Москвы» продолжает вещать голосом какого-то безымянного писателя… Возможно, что этот случайный обрывок монолога – ещё одна подсказка читателю: «Я, знаете, убедился в одной вещи – когда ты публикуешь текст, ты ничего не можешь сделать с тем, как его прочтут люди. Я читал рецензии и отзывы на прошлую книгу, и это, конечно, довольно удивительное приключение. Выяснилось, что люди не только читают что-то своё. Они читают то, чего я не писал, и делают выводы, которых там не было. И ты ничего не можешь с этим сделать. Ты просто живёшь параллельно с этим. Вот ты и твоя книга, а вот люди, которые прочли что-то совершенно другое».

Действительно, «Участники» – книга, дающая читателю полную свободу для трактовок и размышлений: однозначного восприятия здесь просто не может быть.

Тэги: Книжный ряд Мила Яковлева Денис Епифанцев Участники
Обсудить в группе Telegram

Мила Яковлева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS