Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Магический круг огня

01 января 2007

ИСКУССТВО

Под Бобруйском на живописном берегу реки Березины прошёл V Международный пленэр по керамике «Арт-жижель», посвящённый 125-летию со дня рождения классиков белорусской литературы Я. Купалы и Я. Коласа и 620-летию Бобруйска. В пленэре приняли участие профессиональные художники из Беларуси, России, Болгарии, Латвии, Молдовы, Польши, а также студенты Белорусской государственной академии искусств. Было сделано более сотни оригинальных работ. По итогам пленэра в феврале 2008 г. в Минске, в галерее Университета культуры, прошла выставка «Круг огня». 

Живой огонь в горнах, эксперименты с технологиями и формой, эксклюзивность результатов работы керамистов, необычность и экстремальность проживания участников… По существу пленэр «Арт-жижель» уникален не только для Беларуси – аналогов ему нет ни в одной стране СНГ. Организация его требует больших усилий: надо не только пригласить участников, но и найти удобное и красивое место для проведения, приобрести необходимые материалы, сделать печи для обжига керамических работ. 

Творческая планка для участников «Арт-жижеля» очень высокая, их работы ничем не уступают лучшей европейской декоративной керамике, а в некоторых случаях превосходят её. Три недели художники работают на открытом воздухе, в любую погоду, они проходят все этапы создания керамических произведений – от приготовления материалов до их обжига. Художники сами складывают печи, колют дрова, поддерживают огонь, готовят керамику к обжигу, сушат и глазурируют её. Напряжённость работы, эмоциональный накал очень высоки. Каждый вечер и ночь, иногда до рассвета, идут обжиги. Печи практически не остывают. Днём «большая» традиционная двухъярусная печь – типичная для народной керамики Беларуси, России, Украины, Польши – после дымления при температуре 300-350 градусов открывается, разгружается и снова загружается новыми работами: начинается очередной обжиг. Всего за время пленэра проходят десятки обжигов в двухъярусном горне прямого огня и не меньше в так называемой «ракушечной» скоростной печи – двухъярусном горне горизонтального обратного огня, где идёт обжиг по технологии раку. 

Бессменным руководитетелем пленэров является известный бобруйский художник-керамист Валерий Колтыгин. А подтолкнул его к этому делу Владимир Угринович – бывший заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Белорусской академии искусств. В 1990-х вместе со студентами он изучал традиционную народную технологию гончарства. В 1992 г. В. Угринович провёл первый пленэр керамики раку. 

Почему именно раку? Такая разновидность керамики возникла в Японии в первой половине XVI в., когда чайные церемонии приобрели большую популярность. Была разработана технология создания кубков для чая своеобразной формы. Имеющие утилитарные функции изделия были связаны также с философией буддизма, с идеей осмысления закономерностей возникновения формы и взаимодействия её с пространством. 

В переводе с японского «раку» означает «радость, наслаждение, удовольствие». Не случайно именно так стали называть керамику, рождённую в гармонии с природой. За последние 20 лет эта техника в несколько изменённом виде приобрела особую популярность среди современных мастеров США, Англии, Германии, Австралии и других стран. Этот интерес обусловлен возможностью сочетать древние технологии с современными формами, прикоснуться к истокам народного творчества, обогатиться их живительной силой. Уникальная технология предполагает обжиг керамики в открытом, «живом» огне с последующей редукцией в восстановительной среде – прерванный обжиг. Богатейшая палитра цветовых и фактурных эффектов, получаемых при этом, и, конечно же, сам процесс создания изделий обладают огромной притягательной силой для многих художников-керамистов. 

В современном декоративно-прикладном искусстве существует стремление к синтезу традиционных и современных направлений в творчестве. Растёт индивидуализация художественного видения. Конструированием и производством вещей утилитарного назначения занимаются дизайнеры. А вот декоративное творчество становится искусством для искусства. Это обусловлено той сложной экономической ситуацией, в которой сейчас оказалось декоративно-прикладное творчество. Художники зависимы от того, насколько хорошо оснащена производственная база: наличие печи, сырья, специального оборудования, помещения. Уже не раз случалось в истории, что после подъёма многих видов декоративного творчества наступал период забытья. Эти тенденции видны и сегодня, когда в кризисном состоянии оказались производственные базы и экспериментальные лаборатории. 

Для многих художников-керамистов единственной реальной возможностью реализации творческих замыслов стали летние пленэры. Природные условия, приближённые к первобытным, использование местных глин, построенная, как и сто лет назад, в земле печь для обжига – вот и весь арсенал средств. Всё остальное зависит от творческого потенциала художника, его технического и технологического умения. Именно это обуславливает стремление современных художников к древним, архаичным формам, к рукотворности создания, уникальности единичных авторских экземпляров. А в керамике раку чувствуется свежесть только что созданной вещи, видны сакральные знаки прошедших времён. 

С 2005 г. пленэры по керамике раку в Беларуси стали международными и получили название «Арт-жижель». Название это созвучно тенденциям и особенностям мероприятия. Жижель, Жижа – мифологический славянский подземный бог огня, огня в домашнем очаге, печи, гончарном или кузнечном горне. По языческим верованиям, гончар и кузнец создают свои работы при тайном сговоре с божественными силами. Огонь для них – не соперник, а соавтор в творчестве. 

В проведении пленэров Валерию Колтыгину помогают друзья и коллеги – Тамара Васюк, Анатолий Концуб, Олег Ткачёв, Олег Трацевский, Игорь Куталовский, Ирина Коваленко. Россию представляли Лариса Захарова, Татьяна Пунанс, Ольга Раввинская, в этом году впервые участвовали члены Союза художников Москвы Татьяна Борисова и Александра Створа. Постоянной участницей пленэров стала польская художница Зофья Косерек, представительница творческого объединения «Керамос». 

Художники имеют уникальную возможность обмениваться опытом. Они работают с малыми формами, фактурой, гладкими и матовыми поверхностями, цветом, стремятся передать первозданную энергетику огня и земли. Керамикой поисков и находок называют искусствоведы созданные во время пленэра произведения. Бобруйская земля, где и в древности развивалась керамическое производство, сегодня становится центром керамического модернизма. 

Тема V Международного пленэра по керамике «Арт-жижель» была определена как «Опыт мастерства: традиции и современность». Художники стремились совместить изобразительность и абстрактную декоративность без прямой иллюстративности. В их работах есть архаичность, ирония, парадоксальность. Но в целом – это хитроумные пластические задумки, которые может по-разному воспринимать и разгадывать зритель, способный понять аналогии и тонкие намёки.
Международный пленэр ставит вопросы о самоценности керамики как искусства, формировании смыслового пространства, о взаимодействии художественной керамики с другими видами искусства, о её востребованности в культурном процессе. 

Наталья ЖОГЛА

Татьяна Борисова. Сосуды. Москва
Максим Колтыгин. Три подруги. Минск

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS