Под Бобруйском на живописном берегу реки Березины прошёл V Международный пленэр по керамике «Арт-жижель», посвящённый 125-летию со дня рождения классиков белорусской литературы Я. Купалы и Я. Коласа и 620-летию Бобруйска. В пленэре приняли участие профессиональные художники из Беларуси, России, Болгарии, Латвии, Молдовы, Польши, а также студенты Белорусской государственной академии искусств. Было сделано более сотни оригинальных работ. По итогам пленэра в феврале 2008 г. в Минске, в галерее Университета культуры, прошла выставка «Круг огня».
Живой огонь в горнах, эксперименты с технологиями и формой, эксклюзивность результатов работы керамистов, необычность и экстремальность проживания участников… По существу пленэр «Арт-жижель» уникален не только для Беларуси – аналогов ему нет ни в одной стране СНГ. Организация его требует больших усилий: надо не только пригласить участников, но и найти удобное и красивое место для проведения, приобрести необходимые материалы, сделать печи для обжига керамических работ.
Творческая планка для участников «Арт-жижеля» очень высокая, их работы ничем не уступают лучшей европейской декоративной керамике, а в некоторых случаях превосходят её. Три недели художники работают на открытом воздухе, в любую погоду, они проходят все этапы создания керамических произведений – от приготовления материалов до их обжига. Художники сами складывают печи, колют дрова, поддерживают огонь, готовят керамику к обжигу, сушат и глазурируют её. Напряжённость работы, эмоциональный накал очень высоки. Каждый вечер и ночь, иногда до рассвета, идут обжиги. Печи практически не остывают. Днём «большая» традиционная двухъярусная печь – типичная для народной керамики Беларуси, России, Украины, Польши – после дымления при температуре 300-350 градусов открывается, разгружается и снова загружается новыми работами: начинается очередной обжиг. Всего за время пленэра проходят десятки обжигов в двухъярусном горне прямого огня и не меньше в так называемой «ракушечной» скоростной печи – двухъярусном горне горизонтального обратного огня, где идёт обжиг по технологии раку.
Бессменным руководитетелем пленэров является известный бобруйский художник-керамист Валерий Колтыгин. А подтолкнул его к этому делу Владимир Угринович – бывший заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Белорусской академии искусств. В 1990-х вместе со студентами он изучал традиционную народную технологию гончарства. В 1992 г. В. Угринович провёл первый пленэр керамики раку.
Почему именно раку? Такая разновидность керамики возникла в Японии в первой половине XVI в., когда чайные церемонии приобрели большую популярность. Была разработана технология создания кубков для чая своеобразной формы. Имеющие утилитарные функции изделия были связаны также с философией буддизма, с идеей осмысления закономерностей возникновения формы и взаимодействия её с пространством.
В переводе с японского «раку» означает «радость, наслаждение, удовольствие». Не случайно именно так стали называть керамику, рождённую в гармонии с природой. За последние 20 лет эта техника в несколько изменённом виде приобрела особую популярность среди современных мастеров США, Англии, Германии, Австралии и других стран. Этот интерес обусловлен возможностью сочетать древние технологии с современными формами, прикоснуться к истокам народного творчества, обогатиться их живительной силой. Уникальная технология предполагает обжиг керамики в открытом, «живом» огне с последующей редукцией в восстановительной среде – прерванный обжиг. Богатейшая палитра цветовых и фактурных эффектов, получаемых при этом, и, конечно же, сам процесс создания изделий обладают огромной притягательной силой для многих художников-керамистов.
В современном декоративно-прикладном искусстве существует стремление к синтезу традиционных и современных направлений в творчестве. Растёт индивидуализация художественного видения. Конструированием и производством вещей утилитарного назначения занимаются дизайнеры. А вот декоративное творчество становится искусством для искусства. Это обусловлено той сложной экономической ситуацией, в которой сейчас оказалось декоративно-прикладное творчество. Художники зависимы от того, насколько хорошо оснащена производственная база: наличие печи, сырья, специального оборудования, помещения. Уже не раз случалось в истории, что после подъёма многих видов декоративного творчества наступал период забытья. Эти тенденции видны и сегодня, когда в кризисном состоянии оказались производственные базы и экспериментальные лаборатории.
Для многих художников-керамистов единственной реальной возможностью реализации творческих замыслов стали летние пленэры. Природные условия, приближённые к первобытным, использование местных глин, построенная, как и сто лет назад, в земле печь для обжига – вот и весь арсенал средств. Всё остальное зависит от творческого потенциала художника, его технического и технологического умения. Именно это обуславливает стремление современных художников к древним, архаичным формам, к рукотворности создания, уникальности единичных авторских экземпляров. А в керамике раку чувствуется свежесть только что созданной вещи, видны сакральные знаки прошедших времён.
С 2005 г. пленэры по керамике раку в Беларуси стали международными и получили название «Арт-жижель». Название это созвучно тенденциям и особенностям мероприятия. Жижель, Жижа – мифологический славянский подземный бог огня, огня в домашнем очаге, печи, гончарном или кузнечном горне. По языческим верованиям, гончар и кузнец создают свои работы при тайном сговоре с божественными силами. Огонь для них – не соперник, а соавтор в творчестве.
В проведении пленэров Валерию Колтыгину помогают друзья и коллеги – Тамара Васюк, Анатолий Концуб, Олег Ткачёв, Олег Трацевский, Игорь Куталовский, Ирина Коваленко. Россию представляли Лариса Захарова, Татьяна Пунанс, Ольга Раввинская, в этом году впервые участвовали члены Союза художников Москвы Татьяна Борисова и Александра Створа. Постоянной участницей пленэров стала польская художница Зофья Косерек, представительница творческого объединения «Керамос».
Художники имеют уникальную возможность обмениваться опытом. Они работают с малыми формами, фактурой, гладкими и матовыми поверхностями, цветом, стремятся передать первозданную энергетику огня и земли. Керамикой поисков и находок называют искусствоведы созданные во время пленэра произведения. Бобруйская земля, где и в древности развивалась керамическое производство, сегодня становится центром керамического модернизма.
Тема V Международного пленэра по керамике «Арт-жижель» была определена как «Опыт мастерства: традиции и современность». Художники стремились совместить изобразительность и абстрактную декоративность без прямой иллюстративности. В их работах есть архаичность, ирония, парадоксальность. Но в целом – это хитроумные пластические задумки, которые может по-разному воспринимать и разгадывать зритель, способный понять аналогии и тонкие намёки.
Международный пленэр ставит вопросы о самоценности керамики как искусства, формировании смыслового пространства, о взаимодействии художественной керамики с другими видами искусства, о её востребованности в культурном процессе.
Татьяна Борисова. Сосуды. Москва
Максим Колтыгин. Три подруги. Минск