Дмитрий Туманов
Эпицентром музыкального смотра стали два вечера скрипичных концертов – Елены Ревич, исполнившей Концерт № 2 для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева, и Ксении Дубровской, подарившей меломанам Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Эриха Вольфганга Корнгольда.
В программе первого из этих вечеров были еще самое известное и часто исполняемое оркестровое произведение Пауля Хиндемита «Симфонические метаморфозы тем Вебера» и самое часто записываемое оркестровое произведение Макса Регера «Вариации и фуга на тему Моцарта». За дирижёрским пультом стоял белградский маэстро Деян Савич.
В Казани он не впервые, и ценители прекрасного уже хорошо изучили его властную решительность, глубокое понимание исполняемого произведения и безусловную харизму. Четкие, спокойные, может даже императивные жесты не только задавали ритм, размер, темп и динамику, но и определяли кто станет в текущий момент «знаменосцем».
Четырехчастная композиция Хиндемита, построенная на остроумных трансформациях веберовских мелодий, являет собой причудливое сочетание танцевальности, скерцозности, лирической песенности и маршевости. И дирижер вслед за музыкальным нарративом выстраивал замысловатое фугато, в котором завязаны сольные партии почти всех инструментов, включая блестящие разделы для одних лишь ударных.
Деян Савич не однократно признавался в любви к Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан. Вероятно, на его чувства повлияли умение оркестрантов гибко подстроиться под требования любого дирижера. Нет, это не бесхребетная гуттаперчевость, это искренняя преданность своей профессии. Невооруженным глазом видно, как им нравится играть музыку, быть всегда разными и при этом высоко держать честь прославленного в мире коллектива.
Долго и подробно можно говорить об их мастерстве, но есть шесть слов, вмещающих тома детальных разборов выдающихся качеств музыкантов. Вот они: Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан. Их лидер – художественный руководитель и главный дирижёр Александр Сладковский – смог чеканную аббревиатуру ГАСО РТ превратить в Знак Качества.
Тема регеровского цикла взята из первой части фортепианной сонаты Вольфганга Амадея Моцарта ля мажор. Величайший германский неоклассик «поиграл» с оригиналом, раскрасив его в разные цвета. Сейчас «Вариации и фуга на тему Моцарта» Регера практически исчезли из концертного репертуара. Этот цикл не очень-то жаловали и современники, считая его не более чем подделкой под Брамса. Наверное, нужно было шагнуть в XXI век, чтоб почувствовать постмодернистские истоки этого opus’a.
Или послушать это произведение в исполнении татарстанских симфоников.
Елена Ревич тоже не впервые в столице Татарстана. Казанские меломаны хорошо знают ее способность окрасить любую музыку благородным, бархатным тембром и обнажить детали. Второй скрипичный концерт Прокофьева на сцене Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева она уже исполняла в прошлом году. Но если тогда скрипачка превратила его в экспрессивно-исповедальный монолог, оттененный оркестрантами потоком философических пассажей, аккордовых цепочек и танцевальных ритмов, то на этот раз Концерт № 2 для скрипки с оркестром стал для нее возможностью яростно подискутировать с оркестром. И оркестр понял ее намерения: иногда казалось, что группа кларнетов солирует наравне со скрипачкой.
Если Елена Ревич шла от внутреннего состояния, то сменившая ее в следующем концерте Ксения Дубровская больше уделяла внимания внешним эффектам.
Впервые в Казани мы услышали ее на фестивале «Рахлинские сезоны» в прошлом году, когда она воспела страдания любви в Концерте для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса. Нынче скрипка работы флорентийского мастера Джованни Баттиста Габриелли 1770 года в руках Ксении Дубровской была изумительно завораживающа в соло Концерта для скрипки с оркестром ре мажор Эриха Вольфганга Корнгольда.
Этот opus обыгрывает тематический материал из партитур, которые композитор ранее сочинил для кинофильмов «Хуарес», «Энтони Эдверс», «Новый рассвет» и «Принц и нищий». Сочетание мелодичности и технической сложности, музыкальных тем из голивудского кино и виртуозной романтической партии скрипки Ксения Дубровская дарила через внешнее проявление упоения тихой радостью срастания в единое целое с гармонией природы. Эмоции отражались не только на лице скрипачки, но и побуждали все ее тело трепетать от незримого общения с Творцом, от блаженства и возвышенных мечтаний.
В тот же вечер в афише фестиваля значились монументальная Симфония № 5 Дмитрия Шостаковича и волшебная Симфоническая сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева. Их вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан презентовал выдающийся немецкий дирижер Юстус Франц.
Шостакович утверждал, что Симфония № 5 – размышление о становлении личности. Музыкальное повествование Шостаковича, насыщенное одновременно личной болью и философской глубиной, музыканты трактовали как мучительный крик страдающей души. Причем акцент был сделан на третью часть опусa – самую тихую и медленную, прочувствовав ее как глубоко затаенную боль, подобную беззвучному воплю на картине Эдварда Мунка. Это душераздирающее отчаяние Юстус Франц прожил вместе с притихшим залом на немыслимом нерве. В апреле прошлого года он две недели провел в реанимации, где находился между жизнью и смертью, и это, по-видимому, существенно изменило его взгляд на мир. Музыкой Шостаковича маэстро словно предостерегал нас от ужаса одиночества на границе добра и зла, света и тьмы, праведности и нечестивости.
Драматическую партитуру Шостаковича Юстус Франц срифмовал с одним из самых волшебных музыкальных творений XX столетия – Симфонической сюитой из оперы «Любовь к трем апельсинам Сергея Прокофьева. Обычно ее исполняют как карнавально-шутовское представление, полное блестящей иронии. Но Юстус Франц не ходит протоптанными дорожками. Симфоническая сюита Прокофьева обрела у него тот мистический окрас, который предполагает интуитивное познание скрытой сущности мира.
Возвышаясь над оркестром маэстро напоминал могучую птицу, ловящую распахнутыми крылами восходящие потоки воздуха, чтобы воспарить над суетным миром. Руки дирижера плавно-текучими движениями двигались над пультом, словно Юстус Франц ловил музыкальные вихри, чтобы подняться над тщетностью и ничтожностью, пожирающими наши души.
Когда-то он обучался игре на фортепиано в гамбургской Государственной высшей школе музыки. Но ему малы были возможности фортепиано, он хотел замкнуть на себе полифоничное звучание всего оркестра. Сейчас он один из самых популярных и востребованных немецких дирижеров во всем мире. И уже приглашен на Шаляпинский фестиваль в феврале 2026 года дирижировать новой постановкой моцартовской оперы «Свадьба Фигаро» Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Как сказал кто-то из мудрых, Бог – в деталях. А Ксения Дубровская с Юстусом Францем как раз и находили тончайшую нюансировку в мельчайших деталях исполняемых произведений. И я завидую самому себе, соприкоснувшемуся с этим таинством.
Завершится фестиваль музыкой Софии Губайдулиной в прочтении маэстро Александра Сладковского – в прозвучат Фортепианный концерт с Сергеем Давыдченко и «Всадник на белом коне».